Рустам Курбатов: «Зачем нужны запятые, если к концу уже сказать нечего?»
Рустам Курбатов, директор школы «Лицей Ковчег 21 век»
Треть детей не могут освоить программу русского языка. Несмотря на то, что их родной язык,
И главный предмет в школе – две тысячи часов — А ведь речь не идет о написании художественных текстов – Об элементарной грамотности.
И почти никто не любит этот предмет.
Что делать? — Или усилить муштру, или искать другие подходы.
Первый класс, урок русского: — Дети, сегодня, мы напишем письмо второму классу… — По правде? Это будет настоящее письмо?
На перемене седьмой класс штурмует кабинет русского языка, Двоечники в первых рядах): — Можно мы уже начнем писать?
Десятиклассники на последнем уроке, Когда и в футбол сил нет играть,
Учредили клуб «Манускрипт» — Чтобы читать другу свои стихи и прозу.
Чтобы писать! Ребенок любит рисовать: «Вот, посмотри, что я нарисовал!..»
Не может молчать, переполнен чувствами и словами: «Слушай, я тебе расскажу…»
Любит играть в театре – о, это настоящая игра!
Рисунок, театр, музыка, лепка – Это возможность раскрыть себя другому.
Есть еще одна потребность, более того – страсть. Это письмо.
Если это только не упражнения и изложения. Писать – это выражать себя.
Писать о себе, своих чувствах, мыслях, фантазиях. Только это настоящее письмо;
Остальное – каллиграфия.
— Стоп! Это невозможно…
Сначала надо научиться писать правильно – а пока будем разбирать слова по составу…
Деепричастие проходят в восьмом классе – Значит, будем писать до восьмого класса,
Не используя деепричастия?
Не писать, пока не научишься писать.
Молчать, пока не научишься говорить.Стоять, пока не научишься бегать.Не дышать, пока не научишься дышать.
Учитель входит в класс. Тема урока — игра в футбол: траектория движения мяча, давление внутри камеры, психология общения в малых группах. Сдадите экзамен по теории — пойдете на поле…
Русский язык учим именно так… Глухие и звонкие, мягкие и твердые, отглагольные, разделительные и придаточные уступки…
Тексты на свободные темы? У нас всего три (четыре, пять, шесть) часов в неделю! Мы не успеваем! У нас программа… Пишите свои тексты на уроке литературы (истории, биологии, физики, химии) – это не имеет отношения к русскому языку. Мы занимаемся грамматикой. У нас грамматический курс…Хорошо, тогда признаем, что в школе нет курса русского языка – есть грамматический курс!
Мы не изучаем родной язык: не учим детей ни говорить, ни писать на нем. Русский язык школьной программы становится латынью классической гимназии. Мертвым языком.
Безграмотность – полбеды,
Мы не даем ребенку права пользоваться родным языком.
Всё равно что скульптору сказать: не подходи к мрамору! Или художнику: не трогай кисти! Поэтому многие взрослые не могут написать и двух строчек.
Один лишь вопрос.
Что для нас язык — умение ставить запятые или выражение мысли?
Писать надо грамотно (кто спорит?) Но 11 лет школьной жизни, — чтобы писать без ошибок…
Зачем нужны запятые, если к концу уже сказать нечего?