ПРИОРИТЕТЫ СО И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА В РАЗУМНОЙ СРЕДЕ.
Автор Ольга Давыдова
Дисклеймер: я уверена в том, что пишу, но понимаю, что мой опыт субъективен, поэтому он не охватывает все стороны бытия. Переубеждать меня можно…попробовать). Ответственности за граждан, читающих не глазами и без включения сознания, я не несу.
Мне кажется, что большинство моих читателей согласятся со мной в том, что среда альтернативного образования никак не хуже среды формального, то есть среды общеобразовательных школ. А зачастую лучше. Но порой родители подменяют базовые понятия, особенно понятие «обучение», неким суррогатом и набором «как у других». В результате чего никакого обучения не происходит. А получается вовсе наоборот – закрепление шаблонов, увеличение неприятия учебы, снижение познавательной активности и разные прочие прелести непонимания приоритетности.
Какие бы приоритеты воспитания в ракурсе обучения (семейного образования) я выделила?
1. Понимание
Под этим словом я подразумеваю стремление вникнуть в суть явлений. Не выучить поверхностно, а понять механику действия какой-то системы, ее внутренние взаимосвязи. И абсолютно безразлично, какая это система – математика, робототехника, кулинария… Важен приоритет внутреннего над внешним, смысла над формой. Нежелание зубрить слово в слово, выполнять ненужные действия, читать по слогам, когда уже умеешь читать бегло… Потребность найти собственный смысл в любом действии.
2. Активность
Почти все дети, учащиеся в школах, пассивны. Они не спрашивают, не ищут нового, не предлагают свои решения, теряются при нестандартных вопросах. Это катастрофа современного образования. Человек, не способный рассуждать самостоятельно, делать выводы на основе своего опыта, ничему не учится. Он играет роль попугая. Для действительного обучения личная активность обязательна. Это проявление желания разобраться и понять. Это сила, двигающая вперед к неизвестному.
3. Эмпирика
Любое знание фиксируется намного прочнее, если оно подкреплено практическим опытом. То есть работает схема «я учу, потому что знаю, где и для чего это пригодится». Любое неподкрепленное знание забывается. Выученное, но неприменимое лежит мертвым грузом. Как в эпизоде ТВВТ, когда Шелдон и Ко застряли в машине, но, прекрасно зная в теории устройство двигателя в.с., починить его не смогли.
4. Практические навыки
Большинство выпускников гос. школ ничего не умеют, кроме как заполнять тесты (да и то порой не особо успешно). Обучение в первую очередь должно подразумевать овладение нужными в реальной жизни навыками. Быстро посчитать, грамотно выразить мысль, оказать минимальную первую помощь, понять иностранца, создать себе сайт и ещё миллион полезных умений. Конечно, уметь все нельзя, но сейчас складывается ощущение, что школьная программа целенаправленно избегает быть полезной ребёнку. И тогда я вижу нестыковочку – а для чего в принципе (по мнению составителей учебных программ) предназначено обучение? Разве не для того, чтобы человек больше знал и умел?
5. Зачем, а не почему
Вопрос ПОЧЕМУ (по какой причине это призошло) направлен на исправление ситуации, то есть это вопрос-опоздание. Вопрос ЗАЧЕМ (для чего я это делаю) направлен на увеличение сознательности поступков, на достижение цели. На мой взгляд, в качестве жизненного приоритета разумнее выбрать второй вопрос.
6. Направленный поиск
Помните, в школе, когда вы не знали ответ, вам могли сказать «Подумай!». А вы не знали, о чем надо думать, где искать и что именно нужно понять? Те же сложности сопровождают нас и во взрослой жизни. Люди часто недовольны своей жизнью, но не понимают, что можно изменить и КАК это сделать. Почему? Их отучили (или не научили) искать решение. А ведь умение искать ответы, понимать направление и критически оценивать найденное – крайне полезные навыки, качественно улучшающие нашу жизнь.
7. Критичность мышления
Для начала нужно уточнить, что критичность и критиканство не одно и то же. Как суждение и осуждение. Вечное «а Баба Яга против» — это тупиковая ветвь мышления. Критиковать нужно уметь, а для этого нужно сначала этому научить. Объективная критика направлена на взаимное нахождение недостатков. Ведь тот, кто критикует несправедливо, сам попадает под критику. Следовательно, критичность мышления направлена изначально внутрь, а не наружу.
8. Сознательный личностный выбор
Выбор… Очень сложно предоставлять право выбора, если кажется, что результат очевиден. Я не сторонник детско-родительского равноправия и другой блаблаблы, но учить детей делать выбор необходимо. Просто это тоже нужно делать постепенно. И выбор, и его последствия являются неотъемлемым условием обучения.
9. Понимание причины и следствия
Прямое следствие предыдущего пункта. «Эль – логика»). Множество современных детей, которых слишком оберегают, а на самом деле просто живут за них и вместо них, не владеют простейшими инструментами познания-опыта-вывода. И (повторюсь) без этого невозможно принимать взвешенные решения с прогнозируемым результатом.
10. Снижение социальной обусловленности
Эту тему я трепетно люблю, так же как не выношу лицемерия и конформности. Да-да, я, конечно, отдаю себе отчет, что совершенно избавиться от этих черт крайне сложно, но я постараюсь) Чем выше «правильность» и «хорошесть» субъекта, тем выше его управляемость и подверженность «как_у_всехости». И естественно, сознательность обратно пропорциональна социальной обусловленности.
11. Умения объединять усилия
«Один в поле не воин» и все дела… Не уверена, что это пункт стоит пояснять. В любом случае, и семья, и дружба, и родительство, и професиональная деятельность невозможны без объединения. Ну и сам собой, работать в команде нужно учиться так же, как и любому другому навыку.
12. Удовлетворение
…я требую сатисфакции… )))
Потребность требует усилий, усилия должны заканчиваться удовлетворением от дела и от результата. Без глубокого внутреннего удовлетворения наша деятельность теряет смысл, жизнь становится тусклой и невыразительной. И уже не совсем жизнью.
Источник https://www.facebook.com/groups/protyv/permalink/2440801492808184/