Принудительная революция в образовании, или что будет с семейным образованием после
Сергей Пархоменко, компания «Банда умников»
Коронавирусная пандемия, кроме всех ужасных последствий, несомненно, приведёт к революции в образовании вообще и в СО в особенности. Многие вещи, которые естественным образом произошли бы лет за десять, на наших глаза произойдут за считанные месяцы. Смотрим на факты:
1. Государственная система образования оказывается полностью не готова к дистанционному формату. Учителя в панике, порталы дистанционного образования, на которых были освоены миллионы рублей, использовать фактически невозможно. Либо надо переходить на платформы типа zoom и skype, либо просто слать родителям, по сути, гигантские домашние задания для самостоятельного прохождения.
2. Онлайн-образование за месяц получило рост трафика в десятки раз. Многие платформы за недели разворачивают то, что планировали делать годы. Невидимая рука рынка вбрасывает в edtech деньги, увеличивает инвестиции, обостряет конкуренцию, кратно ускоряет его развитие.
3. Частные альтернативные школы, частные детские клубы, репититоры и педагоги срочно перестраиваются на дистанционный формат образования. Естественно, у них из этого что-то выходит, в отличие от гос. школ, потому что они изначально намного лучше ориентированы на потребности родителей и детей, намного более гибкие. Количество образовательного контента в онлайне растёт как на дрожжах.
4. Родители и дети, сидя в самоизоляции, вынуждено становятся пользователями онлайн-образования. То есть те 95% родителей, которые лишь смутно подозревали о существовании этого самого онлайна, в одночасье узнают о нём, и вынуждено пробуют формат!
К чему всё это приведёт? Да много к чему. Но одно из неизбежных следствий – количество детей, которые учатся на семейном образовании (СО) глобально увеличится!
Первый момент: если раньше у СО-шников хлопот было больше, чем у обычных родителей, то теперь ровно наоборот. СО-шники продолжают учиться в том же вольном режиме, как привыкли, а обычные родители и дети оказываются в противоестественной ситуации.
Они должны, по сути, сами заниматься образованием, но выполняя те задания, которые им диктуют из школы. Диктуют бестолково, хаотично, противоречиво – ведь школа сама получает новые директивы «сверху» каждый день. И главная задача школ, к сожалению, не сколь-нибудь эффективно выстроить процесс, а хорошо отчитаться о выполнении этих директив и принятии мер. Уже и запугивать родителей начали санкциями за невыполнение школьных заданий в период карантина!
Возможно, самое разумное, что может сделать родитель школьника в такой ситуации – завтра же написать заявление о переводе на семейную форму образования. Так и так образованием в ближайший месяц заниматься ему самому, но на СО ему хотя бы никто мешать не будет. А вернуться к очной форме обучения можно в любой момент: пишешь заявление – и вуаля!
Второй момент: раньше родителям нельзя было присутствовать на уроках, о том, как преподают в школе, они узнавали со слов детей. Теперь многие родители своими глазами увидят в телеконференциях, как преподают в школе, смогут сделать выводы о понятности, доступности и интересности работы каждого преподавателя.
Часть родителей начнут искренне сочувствовать детям, и это тоже подтолкнёт их к СО. Зачем лицезреть весьма заурядный урок, который транслируется из твоей дворовой школы, если можно точно так же посмотреть этот же урок в исполнении лучших преподавателей России и мира?
Третий момент: усреднённый родитель не хочет вникать в школьную программу, «у меня же нет педагогического образования», эдакое ощущение беспомощности. А в режиме самоизоляции приходится разбираться с ней и вникать. И оказывается, что ничего такого уж сверхъестественного в ней нет, и, в целом, абсолютно достаточно здравого смысла, чтобы во всём разобраться. И, да, у здравомыслящего человека появляются вопросы и к этой программе, и к методам, и к заданиям!
Источник https://www.facebook.com/parkhomenko812/posts/2663096777258338