Замена слов похвалы на слова поддержки дает сразу три результата.
Почему только от одного действия родителей у детей проявляются сразу три результата:
высокий интерес к учебе, академические успехи, уверенность в себе. Это действие: замена слов похвалы на слова поддержки.
За 15 лет работы в Монтессори-школе я определила четкую закономерность: когда родители заменяют похвалу поддержкой, результаты этих трех показателей резко взлетают ввысь!
Помните, в фильме «Револьвер» слова главного героя: «Мы наркоманы, сидящие на игле одобрения и признания. Мы готовы на всё, лишь бы нас похлопали по плечу…»
Зачастую мы, родители, смотрим на ребенка, условно говоря, «глазами» других людей: чужих бабушек на улице, взрослых в очереди, учителей в школе. Мы становимся как будто заодно с ругающим нашего ребенка учителем, мы занимаем осуждающую позицию с охающей на нашего ребенка бабуленькой на лавочке и так же критикуем его. И вся эта зависимость от критики или похвалы заставит ребенка в будущем бояться ошибиться, терпеть придирки начальника, делать что-то не ради самого дела, а искать похвалу извне, зависеть от мнения окружающих, не говорить прямо о своих потребностях и желаниях.
Весь внутренний ресурс ребенок будет тратить на то, чтобы его похвалили или одобрили.
Например, ребенок вылепил фигуру из скульптурного пластилина. Обычные слова взрослого при похвале: «Молодец! Никто еще так круто не лепил! Ты самый лучший! Я тобой так горжусь! Ты – самый талантливый ребенок в мире!»
В момент похвалы мы «воруем» победу ребенка, фокус внимания ребенка переходит от внутреннего удовлетворения после лепки, рабочего процесса и любования скульптурой на взрослого, который щедро сыплет такие «оценки» — похвалу. А когда добавляем слова сравнения «ты самый лучший…», то еще и толкаем к нездоровому соперничеству и вражде между теми, с кем его сравниваем.
Нам кажется, что похвалой мы стимулируем ребенка на дальнейшие свершения. И ребенок вроде бы начинает больше стараться, больше заниматься, но …. для кого? Да, для нас, родителей. У ребенка появляется внешняя мотивация.
А нас, родителей, похвала обязывает быть контролером, «божком», внештатным судьей в своей семье. Взрослый занимает позицию превосходства в этом случае.
Та же самая ситуация при словах поддержки, когда ребенок показал взрослому скульптуру: «Здорово, что делишься со мной! Как ты сам, как себя чувствуешь? Самому нравится? Вижу, ты очень удовлетворен своей работой! Ты здорово постарался! Ух ты!». Чувствуете разницу?
В моменты поддержки ребенок остается соединенным с собой, фокус его внимания остается на удовлетворении делом, интерес к процессу учебы возрастает, ему становится самому «надо», а рядом с нами спокойно. А когда спокойно, внутренний ресурс направлен на рост и развитие.
Итак, похвала – это лестный положительный отзыв, одобрение о чем-либо. Поддержка – это то, что является жизнеутверждающей опорой, вселяет уверенность, усиливает, признает факты. Наше состояние поддержки сообщает ребенку, что он может на нас рассчитывать. Всегда. При любых обстоятельствах.
Интерес к учебе, высокая успеваемость и уверенность в себе и своих силах не за горами!
Полина Раскатова,
Создатель и руководитель школы «МонтессориКа» («Кассиопея»)