Как перестать волноваться и приручить школьные оценки
Эта семейная сцена у меня до сих пор перед глазами.
Я, девятиклассница, сижу ссутулившись на диване. Дедушка трясущимися руками закуривает сигарету на балконе. Бабушка сидит напротив меня, плачет и причитает: “Он же бросил 30 лет назад… Как же ты могла, как же ты нас до такого довела…”
Я забеременела от байкера? Продавала метамфетамин первоклашкам? Проиграла фамильное золотое кольцо на скачках?
Нет. Я получила две двойки по физике.
Две двойки по физике! У дедушки — инженера, строящего нефтяные платформы, и бабушки, закончившей физмат с красным дипломом, внучка получила две двойки по физике, катастрофа!
Я до сих пор хочу вернуться в тот день и долго матом орать, почему они позволяют такой ерунде так сильно портить отношения и нервы всем нам.
И после того, как я бы как следует прооралась, я сказала бы им три очень важные вещи.
1. Оценки ничего не говорят о личности
Да, я до сих пор практически не знаю физику. Но это не делает меня плохой или глупой — мне интересен миллион разных вещей, и я много чего умею. Даже программировать. И я знаю, что если мне понадобится или станет интересна физика, я её освою.
2. Оценки не определяют будущее
Я преподавала английский, и делала мультики, и вела проекты, и писала тексты, и сейчас пошла учиться на навигатора, и ни одна оценка в моей жизни не имеет никакого отношения ни к одному из моих занятий.
3. Отношения превыше всего
Я хочу, чтобы вы любили меня и поддерживали вне зависимости от того, какие у меня оценки. Я хочу, чтобы вы всегда были на моей стороне.
А если оценки — не мерило личности и не определяют будущее, то зачем они вообще нужны? Тем более, что они, как инструмент внешней мотивации, делают человека безвольным и отбивают у него желание учиться.
Может вообще перестать оценивать детей?
Но что делать, если ребенок учится в обычной школе и деваться некуда?
На самом деле, проблема не в оценках. Проблема — у нас в голове.
Вот взять школы, где вместо оценок используют портфолио: собирают в папочку работы, проекты, достижения ребенка. Удобно и наглядно, без навешивания ярлыков и бездумной конкуренции, каждый работает на себя, проблема решена!
А родители такие — портфолио так портфолио. Эй, сынок, подъем, у тебя сейчас дзюдо, потом китайский, потом десять репетиторов и вечером рисование после шахмат. Ну а что ты хотел — портфолио же надо собирать! Оно же должно быть САМОЕ ЛУЧШЕЕ!
Оценок нет, а ребенок всё такой же уставший, несчастный, неуслышанный. А родители всё так же гонятся за результатами, всё живое превращают в трактор, седлают его и едут напролом.
Так что не надо думать “чем бы таким заменить оценки”. Давайте просто вспомним, где их настоящее место, и перестанем делать из них культ. Оценки нужны для рефлексии и достижения промежуточных целей — не более того.
Оценки как инструмент рефлексии
Представьте себе, что вы учите испанский язык на каком-нибудь сайте типа Duolingo. Вы читаете теорию, делаете упражнения, а потом сдаете тест, чтобы перейти к новой теме.
И вот в тесте вы набираете 8/10 — восемь заданий сделали правильно, а в двух допустили ошибку. Как вы отреагируете?
Может быть, вы подумаете — “О, я молодец. Немного налажал, но эта тема наверняка же будет ещё повторяться, закреплю потом в процессе”.
Или: “Нет, надо разобраться, что это за ошибки — я же вроде правильно всё ответил!”, разбираетесь и пересдаете тест на 10/10.
А если результат 3/10?
“Мда, я точно не въехал, пойду прочитаю теорию ещё раз и постараюсь разобраться как следует”. Разбираетесь и пересдаете.
Вот это — адекватные оценки и адекватное к ним отношение.
Кто учится? Вы.
Для чего учитесь? Миллион причин может быть — нравится язык, нужно для работы, хочется уехать в другую страну.
Оценки зачем? Чтобы мониторить свой прогресс и уделять больше внимания слабым местам.
А теперь представьте себе ребенка в школе. Вот он получает тройку. Почему тройку? Потому что ответил на 50% вопросов правильно, или на 70%, или на 30%? Потому что написал хуже, чем другие ученики? Потому что почерк неразборчивый? Потому что у учителя сегодня настроение плохое — или наоборот хорошее?
Да эта тройка вообще ничего не говорит о том, как он усвоил материал.
И как ребенок на неё реагирует? “Фуф, ну хоть не двойка, пересдавать не надо”.
Или: “Меня мама убьёт”.
Может быть: “Странно, а мне казалось я там всё правильно ответил”.
Но причин и времени вникнуть и что-то изменить у ребенка нет.
Даже опция “работа над ошибками” нужна для того, чтобы исправить оценку, а не для того, чтобы разобраться в теме. А зачем? Паровоз школьной программы мчится вперед и тянет тебя за собой — неважно, как ты освоил предыдущую тему. А пробелы накапливаются, куски знаний разваливаются в разные стороны…
Чтобы использовать оценку в своих целях, нужно прежде всего убрать из неё эмоциональную составляющую.
Ну тройка и тройка. На ваши отношения с ребенком это никак не влияет. И тогда вы как напарники садитесь вместе и разбираетесь — в учителе ли проблема, в погоде, невнимательности, или не подготовился… А почему не подготовился?
Времени не хватило — тогда стоит научиться более эффективному управлению временем.
Устал — задаться вопросом, не слишком сильная ли нагрузка и не пора ли как следует отдохнуть.
Не разобрался в теме — помочь это сделать, подсказать способы и ресурсы, найти того, с кем можно посоветоваться.
Не интересен предмет — помочь найти интерес и мотивацию; или признать, что сейчас он вообще не актуален, и бог с ним.
И всё! Мы учим ребенка анализировать и корректировать обратную связь от мира. Вместо того, чтобы пассивно реагировать на мир как на набор случайных, независящих от него событий.
Оценки как инструмент достижения целей
Вернемся к тому примеру, где вы учите иностранный язык чтобы сдать экзамен и уехать в другую страну. То есть хорошая оценка на экзамене — это ваша промежуточная цель, а конечная — это переезд.
И чтобы его хорошо сдать, нужно не только хорошо знать язык. Нужно уметь сдавать экзамены вообще и этот конкретный в частности. Я вот однажды 2 месяца по 4 часа в день готовилась сдавать САЕ — кембриджский экзамен по английскому. Мой уровень языка за это время почти не изменился, но я здорово научилась сдавать САЕ — получила 205 баллов из 210.
Сдавать экзамены — важный и полезный навык. Но это всего лишь один из огромного множества навыков, которые нужны нам в жизни, и свет клином на нём никак не сошёлся.
Так что давайте по-честному про ЕГЭ.
Каждый раз, когда я прихожу на любую встречу про интересное человеческое образование, находится кто-то, кто говорит:
— Ага, ну это всё у вас так здорово, конечно. Да только от ЕГЭ никуда не денешься. К нему надо готовиться, и тут заканчиваются все разговоры о свободе.
Ага.
У меня есть сестра. Сейчас ей 20. Когда она училась в школе, она очень хотела поступить в Высшую школу экономики на философский факультет, на бюджет. Получила на ЕГЭ не слишком высокий балл и не поступила. Подала документы в другой вуз на историко-архивный факультет, проучилась там 2 месяца и ушла. Я, говорит, хотела в вышку, и там и буду учиться.
Год подрабатывала, занималась с репетиторами, через год пересдала ЕГЭ и сейчас учится там, где хотела.
Я её на всех этапах горячо поддерживала, а уж теперь она вообще моя семейная гордость. И мне кажется, что это даже круче, что она не поступила с первого раза, но вложилась как следует — и добилась своей цели. Теперь у неё есть такой опыт.
Она знает, что может.
Так что мы, конечно, можем решить, что нам очень нужны хорошие результаты ЕГЭ, и лишить подростка жизни, лишь бы он сдал этот несчастный экзамен и успокоил нашу тревожную душу.
А можем дать ему возможность увидеть свой смысл — и тогда оценка станет инструментом для достижения его цели, и он сам сделает всё, чтобы сдать как можно лучше. Это как в поговорке — не учите человека строить корабль; покажите ему океан, а с кораблем он сам разберется.
А я бы добавила — дайте ему найти свой океан.
Источник: О школе и людях Автор: Анна Козлова