Как мне его/её заставить читать? Никак.
Мария Черкасова. Заметки педагога-дефектолога.
Осмысленное чтение это глубокий психологический добровольный процесс. А подобный вопрос/претензию лучше заменить чем-то из целого списка других вопросов. Например:
— Сколько я читаю ребенку вслух? Читаю сейчас и читал/а раньше?Для чего мне нужно чтобы он читал?
— Что я хочу, чтобы он читал?
— Относительно чего я хочу, чтобы он это не читал?
— Если он всё время проводит в планшете и телефоне, (что часто встречается) почему он это делает?
— Какой у него основной интерес?
— В какой момент он получил неограниченный доступ?
— Почему он его получил? Хотел ли он тогда общения? Получал ли он его?
— Какие у него сейчас есть альтернативы для самостоятельного выбора досуга?
Отвечать можно на любые вопросы из списка в любой последовательности. В зависимости от того к каким ответам вы готовы. После ответов на какую-нибудь группу вопросов можно будет составить план действий или какой-то список предложений.
Важно определить на какой точке мы находимся в данный момент. Если ребёнок категорически отрицает общение и в том числе отказывается читать, тогда стоит все усилия направить на налаживание контакта, а вопрос с чтением отложить на неопределенное будущее.
Если ребёнок в принципе открыт и доброжелателен, но не испытывает симпатию к печатному материалу, можно искать способы так сформулировать предложение ребенку, чтобы ему было интересно его принять.
• Мы можем предложить стать оппонентом писателя или персонажа, предположим писатель написал глупую книгу. Предположим концепция, которая преподносится как основная идея, должна быть оспорена и подвергнута сомнению. Или же главный положительный персонаж совсем не так уж и хорош.
• Книга может быть ценностью сама как текст. Вопрос только для кого это большим ценностью. Какое чтение может искренне заинтересовать ребенка и какой интерес родитель готов поддержать? Это могут быть книги связанные с популярными в современной действительности сюжетами, фильмами, сериалами и компьютерными играми. Здесь мы попадаем в сложной пространство пересечения родительской ответственности и детской любознательности.
• Личный пример. Личная заинтересованность родителей в том, что, когда и о чем читать. Как они относятся к прочитанному, насколько они готовы уделить чтению свое внимание и свое время?
• Эмпатия. Способность родителей чувствовать состояние ребёнка, его настроения и потребности. Готовность взглянуть на ситуацию его глазами и серьезно рассматривать его интересы и аргументы.
• Пространство для инициативы ребёнка: возможность подойти и выбрать на полке. Дома или в библиотеке. Без риска получить осуждение за свой выбор.
Для меня важно избегать ссылок на некое абсолютное и очевидное благо: надо чтобы читал, чтение развивает, стыдно не знать и т.д. Кому надо? Кому стыдно? Что не знать? А вышивание не развивает?
Только осознанное решение имеет прочную основу. А за каждым осознанным выбором стоит личная мотивация.