Читаем летом. Часть 1.
Автор Алена Крушева
https://www.facebook.com/alenakrousheva
В начале лета в новостной ленте нет-нет да и мелькнёт какой-нибудь пост о списках для чтения. Или в Вайбере озадаченные мамы обмениваются рекомендованной литературой: «А что задали вам? Кто составлял эти списки? Обязательно ли читать все или можно по выбору? И нужно ли вести читательский дневник?»
Вопросов много. А ответа, того одного-единственного, правильного, универсального, подходящего всем и всегда, на все случаи жизни, нет и быть не может.
Я против списков для чтения летом, которые выдаются учителем. Особенно с формулировкой «рекомендованный список литературы для обязательного прочтения» (да-да, я не шучу, бывает и такое!), с требованиями вести читательский дневник и перспективой его оценивания 1 сентября. Каникулы на то и каникулы, что не должно быть в это время ничего обязательного. Во всяком случае, обязательность эта не должна регулироваться школой. Семьёй – да, самим ребенком – трижды да! Но не школой.
В младшей и средней школе все произведения, включенные в программу, можно прочитать во время учебного года, они не объёмные. В старших классах появляются произведения типа «Войны и мира», с которыми, да, лучше ознакомиться заранее и не оставлять их на ночь перед аттестацией. Но к 16-17 годам уже формируется достаточно самостоятельная личность, у которой сложились свои отношения с книгами. Это либо вполне зрелый читатель, и без всяких обязательных списков много читающий много, зачастую запоем. Ему не нужно объяснять пользу чтения и контролировать количество прочитанных за день страниц. Либо читательские компетенции так и не сформировались в полной мере. В этом случае летнее обязательное чтение равно мучение и скука. Вызывает отторжение и вряд ли пойдёт на пользу. Классика требует не механического переворачивания страниц, а понимания исторического контекста, умения видеть подтекст, расшифровать скрытые авторские послания.
И все же я, как это ни парадоксально звучит, за списки! Однако списки эти представляются мне лишь как читательские ориентиры для родителей и самих школьников, чтобы не утонуть в огромном книжном море, чтобы лучше ориентироваться в библиотеке и знать, что искать на книжных полках, чтобы выгодно купить увлекательный томик на акции в интернет-магазине.
Итак, что же почитать летом?
Рекомендую для младших школьников ( возраст 5-9 лет достаточно условный):
— Волшебник Изумрудного города (все шесть книг),
-Приключения Незнайки (первые две части); Дневник Коли Синицына; Веселая семейка (Н. Носов)
— Дядя Федор, пес и кот; Гарантийные человечки; Вниз по волшебной реке (Э. Успенский)
— Катруся уже большая (Н. Забила)
— Тяпа, Борька и ракета (М.Баранова, Е.Велтистов)
— Приключения Кьодино Винтика (2 книги)
— Про девочку Машу, собачку Петушка, кошку Ниточку (А.Введенский)
— Айболит (в прозе) (К. Чуковский)
— Золотой ключик; Как ни в чем не бывало (А. Толстой)
— Тутта Карлсон первая и единственная (Я.У. Экхольм)
— Сказки Дональда Биссета
— Приключения желтого чемоданчика; Зеленая пилюля (С. Проокофьева)
— Люди и разбойники из Кардамона (Т.Эгнер)
— Так жила Тася (М.Толмачева)
— Алешин год (Ю.Третьяков)
— Умная собачка Соня; Знаменитая собачка Соня (А. Усачёв)
— Дом под каштанами (Х. Бехлерова)
— Все истории про свинку Милу или Марси Уотсон в другом переводе (К. Дикамилло)
— Истории про Винни Пуха (А. Милн)
— Мама, папа, бабушка, восемь детей и грузовик; истории про Гюро; истории про Щепкина (А.-К. Вестли)
— Орден Жёлтого дятла (М. Лобату)
— Мэри Поппинс (П.Л. Трэверс)
— Счастливо, Ивушкин! (И. Токмакова)
— Разбойник Хотценплотц; Маленькая Баба-Яга (О. Пройслер)
— Похитители домофонов (и другие рассказы) (Е. Ракитина)
— История с подробностями (Г. Остер)
— Чарли и шоколадная фабрика (Р. Даль)
— Эмиль и детективы (Э. Кестнер)
— Необыкновенные приключения Карика и Вали (Я. Ларри)
— Невероятная история о гигантской груше (Я. Стрид)
— Как я была маленькая (В. Инбер)
— Дневник фокса Микки (Саша Черный)
— Истории про Малыша и Карлсона; истории про Пеппи Длинныйчулок; Мио, мой Мио; Ронни – дочь разбойника; Мы все из Бюллербю (А. Лингрен)
На следующей неделе поговорим о читательском дневнике. А также пополним списки для чтения летом литературой для детей старше 10 лет.
Источник: https://www.facebook.com/groups/altobrbelarus/permalink/396945067828542/