Беларусь и свободное образование
Автор интервью Алексей Семёнычев
Не знаю как вам, но для меня события в Беларусь -события почти как дома. Нет ощущения, что это где-то далеко за границей. Я попросил Веронику Михалко, ответить на несколько вопросов о том, что сейчас происходит на ее родине.
Вероника, психолог, больше 5 лет консультирует семьи, второй год ведёт группу поддержки для родителей по теме альтернативного образования, трое детей 7, 11 и 16 лет, учились и учатся в семье, есть опыт самых разных форматов обучения и оформления в Беларуси и в России. Вместе с коллегами руководит группами в фб «СОдружество родителей Беларуси» и «Альтернативное образование Беларуси», где совместно проводят конференции по семейному образованию, семинары, семейные лагеря и другие мероприятия.
—Вероника, расскажите сначала, как устроено альтернативное образование в Беларуси. Я знаю, что у вас всё как-то сложнее чем у нас.
— В «Кодексе об образовании» Беларуси не большой выбор форм образования для школьников. Собственно, форма образования только одна — очная. Внутри этой формы возможно оформить «обучение по индивидуальному плану» (ИП), когда ребёнок учится самостоятельно и периодически приходит в школу на экзамены-аттестации. Особенность оформления такого способа обучения состоит в том, что окончательное решение о его предоставлении, по Кодексу — за администрацией конкретной школы. В Кодексе упомянуты причины, по которым возможно оформление ИП, но принять ли эти причины как достаточные для оформления также решает администрация.
В этом году ещё до ситуации с выборами многие школы отказывали в ИП ученикам, которые проучились так 4-5 лет (обучение по ИП необходимо оформлять заново в начале каждого учебного года). Т.е. ситуация с ИП уже была напряженной. Вариантом для тех, кому отказывают в ИП в госшколах, становится поступление в платные частные школы и оформление ИП в этих школах.
— Расскажите, как родители относятся к событиям в стране?-.
Во время выборов президента Беларуси 9 августа многие избирательные участки находились в школах, в избирательных комиссиях участвовали учителя и администрация школ. После выборов стали известны данные о фальсификациях на конкретных участках, при этом, многие родители знают учителей, директоров, участвовавших в фальсификациях, т.к. их дети учатся у этих учителей, в этих школах.
Перед началом учебного года стало также известно о мерах, которые ещё больше, чем раньше, затрудняют доступ родителей в школы, влияние на учителей и учебный процесс. Таким образом, многие родители школьников были поставлены перед этическим выбором и вынуждены сейчас искать альтернативные пути образования.
При этом, ситуация новая и неожиданная, у большинства родителей школьников нет достаточного понимания своих прав и возможностей, знания законодательства, а также готовности полностью взять на себя заботу об образовании ребёнка. Недавно появившаяся родительская инициатива «Свободная школа», проводит сейчас работу по правовому просвещению и координации родителей, которые хотят объединиться в небольшие классы-кооперации для самостоятельного обучения детей.
-А какие настроение у родителей? Всё же ситуация реально опасная для всех.
Все жители страны, большей частью, крупных городов, особенно Минска находятся в хронически небезопасной ситуации.
Даже не участвуя в протестах, ты или твой ребёнок в любой момент можете стать свидетелями задержаний на улице, потерять связь из-за отключения интернета, не доехать до нужного места из-за закрытия станций метро и т.д. В такой обстановке крайне сложно решать вопросы образования вне зависимости от его формы, но при ежедневном посещении школы вопрос физической и психологической безопасности детей встаёт особенно остро.
Я провожу свои обычные консультации по альтернативному образованию, и вижу, что многие родители травмированы происходящим, некоторые просто боятся за сохранность подростков по дороге в/из школы, т.к. среди задержанных, избитых и покалеченных случайных людей были и девушки, и подростки 16 лет.
Родители, которые уже давно в теме альтернативного образования, как и во время коронавируса, оказались в выигрышной ситуации, насколько это вообще возможно в такой обстановке. Мы разбираемся в законодательстве, ориентируемся в форматах обучения, действующих инициативах и предложениях и т.д. Фактически мы продолжает действовать, как и действовали — кто-то учит детей сам, кто-то в кооперации с другими родителями, продолжаем консультировать в своих темах.
Но у нас много тревоги по поводу возможной реакции Министерства образования на такое большое количество родителей, желающих отказаться от очного обучения в школе.
В ответ на волнения среди родителей и намерения перевести детей на ИП ( индивидуальный план) в государственные или частные школы от Министерства образования стали уже поступать заявления о контроле за родителями, забирающими документы из школы и желающими перевести детей на другую форму обучения, а также о «взятии на контроль» частных школ.
Как видите, тенденции неутешительные и они могут коснуться всего сообщества родителей, обучающих своих детей альтернативными способами.
А перспективы то есть какие-нибудь?
Недавняя ситуация с коронавирусом и школой в Беларуси показала, что не такой уж большой процент родителей школьников переходит от недовольства школьной системой к самостоятельной организации образования своим детям. Организация родительских коопераций для обучения ещё более сложный процесс, чем семейное образование, даже в спокойной обстановке.
Не думаю, что сейчас переход на ИП и обучение в кооперациях будут массовыми, но сама школьная система уже не сможет остаться прежней, но об изменениях в ней мне сложно судить, это не сфера моих интересов и компетенции.