Альтернативное образование Наш опыт

Артём Токмаков – воронежский предприниматель и отец двух дочерей – про альтернативное образование на личном опыте


Материал подготовили:
Шелест Мария
Токмакова Анастасия

Про классическое образование и время
Если обобщить мои воспоминания о школе, то вот, что получится:

1) куча каких-то бесполезных предметов;

2) время, которое можно было бы проводить с пользой;

3) полное отсутствие понимания того, зачем вообще всё это нужно.

Взять хотя бы собирательный образ типичного учителя в государственной школе. Это человек, которому мало платят, который постоянно зажат системой – разными показателями, отчётностями и т. д.; многие из них даже не любят то, чем занимаются. И когда вот такой человек, недовольный своей жизнью, раздражённый, чему-то учит моего ребёнка – мне больно это видеть. Это раздражение перекладывается на детей, эти ограниченные убеждения, оскорбления, унижения, которые достаются детям – это то, что я всё время наблюдал и в свой школьный опыт, и в школьное время моей старшей дочери.


Что я вижу? Я вижу, что детям, грубо выражаясь, ломают психику. Не в том смысле, что они выходят инвалидами, нет. Очень часто в детях вырабатывается отвращение к самой учёбе, а мы ведь живём в мире, где учиться нужно всю оставшуюся жизнь.


Когда моя старшая дочь пошла в школу, у меня была только одна надежда – казалось, ведь столько лет прошло, уж что-то точно должно было поменяться, наверняка всё уже по-другому. Однако реальность такова, что не просто со времён моей школы ничего не поменялось, но даже между школой моей матери и школой моей дочери разницы практически никакой – 99% того, что было, скажем, 60 лет назад – всё остаётся неизменным. Это, конечно, было самое большое разочарование.


Классическая форма образования была создана несколько веков назад и именно под запросы того времени; удивительное произошло дальше. Произошло то, что на протяжении веков она практически никак не менялась, а ведь сейчас мы уже живём в слишком другое время. Вот этот стереотип, передаваемый из поколения в поколение – нас учили так, значит, надо так учить и дальше – это, конечно, беда нашего общества.

Про дочерей
Примечание: годы рождения дочерей – 2002 (19 лет) и 2016 (5 лет) соответственно
Когда пришло время старшей дочери идти в школу, я уже задумался; но в тот момент вообще никаких альтернатив не было, поэтому, конечно, получилось так, как получилось. Для младшей уже рассматривался только один вариант – частная школа, причём частная школа именно с альтернативной педагогикой, а не с классической.

То, что я слышал про монтессори-педагогику, мне понравилось (прим.: младшая дочь учится в частной школе с педагогикой монтессори). Это равноправие между всеми участниками учебного процесса, включая преподавательский состав; это вектор на самостоятельность детей; и ничего здесь не делается через, скажем так, некую форму насилия. «Нельзя заставлять» — такого, конечно, тоже нет; ребёнка надо заставлять, всегда будут моменты, когда ребёнок будет идти через сопротивление, ведь нет сопротивления – нет развития.


Вот есть форма обучения проектного типа – под определённую задачу формируется команда учащихся (возможно, разных возрастов), каждый выбирает себе роль; и так в командной работе этот проект реализуется. Это тот формат, на котором, по сути, строится весь современный бизнес – формат командной работа.


Про игровую форму получения знаний


Если посмотреть на ребёнка, то он, можно сказать, является отражением того, как нас создала природа. Чем занимается ребёнок в течение дня, если мы опустим какие-то физические потребности? Ребёнок играет, он впитывает всё через игру. Что такое игра? Это моделирование будущих поступков, действий, прогнозов. Если предложить ребёнку игру, которая ему не нравится, он в неё играть не будет. Его, конечно, можно заставить, но в этом случае КПД его деятельности, то количество знаний, которое он получит, хоть и не будет равняться нулю, но однозначно будет довольно низким.
Поэтому форма образования, я думаю, должна быть исключительно игровая, причём не только в младших классах, а вплоть до старших. В старших уже, конечно, вопрос, в какой именно форме это будет происходить; вариантов много. Но мы, люди, так устроены, что мы учимся только через игру. Даже то, что, как мы думаем, игрой не является, в действительности является той или иной формой игры в любом случае.


Про задачи образования 21 века


Я вижу несколько ключевых задач современного образования.

Во-первых, это, определённо, самопознание – чтобы дети учились в первую очередь понимать себя, и через это уже понимать других. Чтобы они знали, насколько каждый человек индивидуален. Самопознание – это форма, через которую можно принимать других людей. А если ты их принимаешь, то и в душе у тебя складывается определённая душевная гармония.


Следующая задача – помочь ребёнку выявить интересы.

От какого занятия ребёнок получает истинное удовольствие? Естественно, со временем интересы могут меняться, и это нормально. Нужно детей приучать к тому, что круг интересов нестабилен; но если ребёнок знает, что ему приносит удовольствие, и умеет это находить, то он, как правило, растёт счастливым.


Что для меня самое важное в образовании и детей, и взрослых?

Я бы сделал упор на построение коммуникаций между людьми, выстраивание взаимоотношений. Мы живём в мире, где все связаны со всеми, и, чтобы уметь в этом мире жить, каждый должен понимать саму суть человека. Если ребёнок будет осознавать, что матушка-природа создала нас абсолютными эгоистами, что каждый шаг, каждое действие делается буквально только для того, чтобы себя усладить, то тогда его можно научить с этим работать.

Только тогда можно научиться создавать настоящие коммуникативные связи более высокого уровня – когда мы учимся в коммуникациях слышать и понимать друг друга, учитывать и уважать мнения, слушать до конца и не перебивать; когда в круге общения выстраивается полное равноправие. Если детей учить этой форме коммуникации, то польза будет не просто одному этому ребёнку, а обществу в целом. Если мы хотим двигаться к социуму, где мы хотя бы не убиваем друг друга и можем мирно сосуществовать, то именно этому и нужно учить детей с самых малых лет.

Если мы будем учить детей строить коммуникацию через осознание собственной природы, то в итоге мы получим общество совершенно другого уровня – общество, где каждый человек устремлён к цели через некое объединение людей.

Например, представим семинар в такой форме. Каждый должен говорить по делу, не сворачивать в сторону, стараться говорить лаконично; никто не спорит, все мнения учитываются; каждый включается в ощущение другого человека. Все в этом круге стараются прийти к единому ответу, с которым все более или менее будут согласны. Получается, что в моменте мы делаем определённое внутреннее усилие, чтобы принизить себя и свой эгоизм для того, чтобы мыслить и существовать как единое целое. При этом разногласия и противоречия – тоже норма, но они всегда должны высказываться с уважением, и другие тоже должны принимать их с уважением. Только тогда, когда мы уважительно принимаем мнение другого, и возможно прийти к какому-то единому, устраивающему всех ответу.


Если мы хотим хорошее будущее для своих детей, то нам однозначно стоит отталкиваться от времени, в котором они живут и будут жить дальше. Задача образования 21 века – научить их чувствовать себя в этом мире комфортно. Это их мир, и чтобы чувствовать себя в нём как рыба в воде им в первую очередь предстоит познать себя, потом – других, а дальше – само искусство выстраивания связей между людьми в данное время. Так мы получим и счастливых детей, и лучшее общество.

Поделиться