Альтернативное образование Альтернативные школы Развивающее обучение

Система Эльконина-Давыдова. Вынужденная дистанционка: кто кого?

Борис Эльконин и Алексей Воронцов для проекта Альтернативное образование в России в рубрике #чайка_по_имени , люди меняющие образование.

Автор интервью Maria Osipenko

  • Сколько российских школ сейчас работают по системе «Эльконина-Давыдова»?
  • Разве у государства нет заинтересованности «протолкнуть» учебники по проверенной и эффективной развивающей системе?
  • А как насчет того, чтобы обучить учителей?
  • На ваш взгляд, следует ли в систему «Эльконина-Давыдова» что-то добавить или убрать, с позиции нашего времени? Насколько любая система подвижна и в ней допустимы изменения?

Два месяца вынужденного «онлайна» проверили на прочность многие системы, в том числе в сфере образования. Посмотрим, как прошли дистанционку школы, работающие по системе Эльконина-Давыдова

***

Борис Эльконин – сын основателя системы «Эльконина – Давыдова»; доктор психологических наук, заведующий лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития Психологического института РАО, вице-президент Международной ассоциации «Развивающее обучение».

Алексей Воронцов — кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования РФ, лауреат премии мэра Москвы в области образования. Место работы Генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», председатель правления Ассоциации специалистов развивающего обучения «МАРО»

Алексей Воронцов

***

Сколько российских школ сейчас работают по системе «Эльконина-Давыдова»?

Алексей Воронцов:

Примерно 5-6% от общего числа российских школ. В целом, около 2000. При этом мы не можем говорить обо всей школе, поскольку иногда по системе «Эльконина-Давыдова» занимаются только отдельные классы. Правда, сейчас таких школ стало больше, чем пять лет назад.

_____________________________

Но все равно немного. С чем это связано?

Алексей Воронцов:

Формально, решение, по какой системе учиться, принимают директора школ.

Но на практике все будет зависеть от того, кто закупает учебники.

А здесь единой системы в стране нет. В большинстве случаев решение о закупке учебников принимается в муниципальном Управлении образования. Конечно, им проще направить деньги в одно издательство, к примеру, в «Просвещение», чем заказывать учебники мелкими тиражами в разных издательствах. Здесь главное – логистика, а содержание отходит на второй план.

К примеру, ее не так давно в Красноярском крае занималось много школ по системе «Эльконина-Давыдова», а потом весь край перешел на «Школу России». Так что директора школ в плане выбора систем абсолютно подневольные.

Другой момент. Мы не ставим оценок. Для начальной школы, я считаю, текущие оценки вообще не нужны. Вот, к примеру, что такое четверть? – Это искусственно разделенный учебный год, чтобы за счет перерывов сберечь здоровье детей. А мы привязали к этим четвертям отметки! Когда ребенок учится, он совершает ошибки. Сначала он может ошибаться, ему поставили 3. А оптом он наконец понял, и ему ставят 5. Но итоговая годовая 4! Почему? Он же все понял!

Для нас самое главное в обучении – взять как можно больше планку, причем в сравнении со своими, а не чужими достижениями.

___________________________

Разве у государства нет заинтересованности «протолкнуть» учебники по проверенной и эффективной развивающей системе?

Алексей Воронцов:

А зачем стране столько умных и самостоятельных? У нас должно быть стадо и пастух. В 1982 году Василий Васильевич Давыдов за участие в разработке этой системы был исключен из партии. Даниил Борисович Эльконин не мог быть исключен, просто потому что не состоял в КПСС.

Ученики, обучающиеся по этим учебникам, часто противоречили идеологии коммунистической партии, а «нам такой хоккей не нужен». Не зря эту систему образования называли «системой для диссидентов». Интерес к ней стал возрождаться только после перестройки. Кстати, в 90-е годы умение рассуждать, свободно мыслить было действительно ценностью, родители выбирали для детей школу по этому принципу.

Честно скажу: сейчас далеко не все родители и учителя готовы, чтобы дети обучались по «Эльконину-Давыдову»: с детьми, у которых есть своя точка зрения, бывает довольно трудно.

Даже не во всех «сильных» частных школах сейчас приветствуют эту систему! Наиболее важные критерии сейчас для родителей при выборе школы – хорошее питание, высокий уровень иностранных языков и современное компьютерное оснащение.

А мы даем умение рассуждать, а не просто сумму знаний. Для нас важно не просто научить читать, а научить думать.

____________________________________

А как насчет того, чтобы обучить учителей?

Алексей Воронцов:

Сейчас в школе много таких учителей, для которых при поступлении в педагогический ВУЗ было достаточно сдать ЕГЭ на 40 баллов из 100. Конечно, баллы не показатель. Но, к сожалению, многие учителя не любят сами учиться. Учить других – это да, а вот самим – нет. Даже на курсы повышения квалификации многие приходят зачастую только ради сертификата. Не все, конечно, но очень много. Логично, что мало кто готов работать по системе «Эльконина-Давыдова», которая развивает в ребенке умение самостоятельно мыслить и не бояться оказаться не правым.

Борис Эльконин:

Я думаю, что для тех учителей, кто действительно хочет понять систему Эльконина-Давыдова, и по ней преподавать, надо вводить тренинги, а не только лекции. Ведь только через тренинг, через действие, происходит понимание смысла своего действия. Только тогда это хорошее понимание. Плохое понимание – это следование чужим инструкциям. Конечно, мы ведем тренинги иногда в частных школах и на курсах, но это не повсеместно.

____________________________

На ваш взгляд, следует ли в систему «Эльконина-Давыдова» что-то добавить или убрать, с позиции нашего времени? Насколько любая система подвижна и в ней допустимы изменения?

Борис Эльконин:

Сама суть развивающего обучения вряд ли должна меняться, ведь ее цель – развитие ребенка и его потенциала. Система изначально была разработана только для начальной школы.

Если упрощенно, то ее цель – не давать ребенку «готовые» знания, а предложить ребенку выдвигать гипотезы, чтобы самому добраться до этих знаний. Именно поэтому на начальном этапе обучение продвигается медленно, но потом все наверстывают. При этом алгоритмы (или модели) ребенок уже не забудет, поскольку он пришел к решению сам.

Мне кажется, что по этой системе можно и нужно учиться и в подростковой школе. отчасти здесь могут помочь и новые технологии, а именно цифровизация. С помощью технологий проще моделировать, а модель – это язык и суть развивающего обучения.

Алексей Воронцов:

Согласен с влиянием цифровизации. Посмотрите, как по-разному на переход в онлайн отреагировала школа! В основном, конечно, негативно: детям тяжело сидеть целыми днями за компьютером и слушать, как вещает «какая-то тетя». На «нормальном» уроке она может хотя бы сделать замечание, а здесь как?

Мы и увидели, что дети в онлайне самостоятельно ничего делать не хотят. А с чего бы им хотеть, если традиционная система преподавания строится на внешнем контроле? Учитель сказал, что надо делать, а через какое-то время контролирует (домашние, контрольные, проверочные работы…) Так мы формируем исполнительскую личность. Соответственно, когда внешний контроль ослаб, ребенок не захотел ничего делать.

Другое дело система, основанная на деятельном подходе. Ее фундамент – это самостоятельность. Если она сформирована у учеников, то снятие внешнего контроля (в данном случае переход в онлайн) не отразится на учебном процессе.

Если правильно его настроить, конечно. Свобода, самостоятельность, инициатива и ответственность – на этом должно строиться обучение.

Кстати, те классы, которые присоединились к нашей цифровой школе, прошли эти месяцы совершенно нормально. Вместо уроков мы решали проектные задачи, устраивали мастерские. Вся жизнь проходила вне урока, но по материалам, которые включены в учебную программу. К примеру, наши ученики «попадали» на другую планету, в которой не дует ветер, и только одно время года. Им надо было решить, как выжить на этой планете. Либо надо было избавить город от захвативших его ошибок…

В общем, при грамотно построенной системе преподавания, технологи пойдут только на пользу. И наоборот.

______________________________________________________________

О межрегиональной сетевой школе можно почитать, кстати, здесь: https://www.school-euk2.com/o-nas

__________________________

Карта -каталог “Альтернативное образование” — найдите свою школу — разместите свою школу. https://alternativnoeobrazovanie.ru/

Поделиться