Альтернативное образование Альтернативные школы Чайка по имени...

Как не потерять учеников в онлайне? Главный совет от Рустама Курбатова

Мы продолжаем интервью в рубрике #чайка_по_имени Педагогов, учителей, людей, которые руководят школами и вдохновляют других менять образование.Рустам Курбатов директор Лицей Ковчег-XXI Автор интервью Maria Osipenko

Рустам Курбатов – создатель и директор одной из первых частных школ в России «Лицей-Ковчег-XXI», педагог и автор книг «Школа в стиле «экшн», «Дневник директора частной школы», «Танки директора школы» и др.

***

Рустам Иванович, сейчас вы открыли серию бесплатных уроков для всех желающих. Возможно, после окончания карантина в «Ковчеге-XXI» захотят учиться ребята из других городов. Есть в планах открыть дистанционную школу?

Идея дистанционных уроков появилась как-о сама собой. Моим внукам 4 и 6 лет, и они, как все дети, хотят чем-то заниматься. Наша знакомая художница Алена Алексеева предложила начать рисовать дистанционно. Так был открыт первый наш курс по рисованию котиков) Вскоре мы открыли и другие курсы для всех желающих, но котики еще долго были вне конкуренции: на одно занятие пришло 160 человек!У нас, кстати, на бесплатных занятиях по иностранным языкам (испанский, французский) преподают носители языка; конечно, есть еще математика, русский, биология, подготовка к школе.. Всего около 40 интересных авторских курсов, так что приглашаем всех ребят! Многие ведь действительно изголодались по школе, по занятиям, им все интересно. А у нас словно открылось второе дыхание и началась вторая молодость) Сейчас у нас 1600 посещений в неделю на бесплатных курсах, и это не считая 350 учеников «Ковчега», которые продолжают обучаться по своей программе, но с переходом на онлайн.Да, мы думаем сейчас над возможностью открыть дистанционную школу. С моей точки зрения, есть два вида дистанционных школ: те, которые работают «вживую» (уроки с учителем, хоть и по скайпу), и те, которые предоставляют готовые материалы (программа, полезные ссылки, записи уроков). Мне кажется, второй вариант напоминает пение под фонограмму, и вот этого мы делать не хотим. Мы убеждены, что образование – это в первую очередь живое общение, пусть даже через интернет. Исходя из этого, нам дистанционная школа видится так: 50% времени ученик общается с учителем, 50% -работает с материалами самостоятельно, выполняя задания. Мое мнение: самообразование – это не совсем достаточно, при этом учитель нужен не как информатор, контролер, а именно как собеседник. Иначе, боюсь, система образования зайдет в тупик.

Как продвигается учеба у ваших учеников? Вы как-то перестраивали программу обучения из-за самоизоляции?

Знаете, я благодарен сегодняшней ситуации. Эти пять недель карантина поменяли школу сильнее, чем попытки ее реформирования последние 30 лет. За последние пять недель произошло главное: началось постепенное разрушение стереотипов, которые были в головах учителей и родителей. Сколько в неделю должно быть уроков по математике? Выполняем или не выполняем учебный план? Какой объем домашнего задания необходим? Вот эти и подобные им важные вопросы сейчас видятся под совсем другим углом зрения.Расскажу, что мы изменили в «Ковчеге» при переходе не дистанционное обучение. В день мы сделали три пары, каждая пара включает в себя два урока. Один урок (первые 45 минут) – это объяснение нового материала и общение с учителем онлайн. Второй урок (вторые 45 минут) – это самостоятельная работа ученика. В это время он отдыхает от «онлайна» и закрепляет материал самостоятельно. По окончании второго урока учитель собирает работу учеников на проверку. Фактически, домашнее задание ученики делают «на уроке». В конце дня они получают оценку за пройденный материал. Как показала практика, такая система сработала, при этом дети гораздо меньше времени проводят за компьютером, чем в «обычной» школе, и меньше устают. В начале введения такой системы я боялся, что мы можем потерять на «дистанционке» около 30% учеников, а в результате только несколько человек с трудом вписались в новую систему обучения.Скажу больше: все действительно втянулись в новый формат, и вот это стало для нас открытием.В целом, мы придерживаемся государственной программы, поскольку у нас аккредитованная школа. «Ковчег» решает две задачи: с одной стороны, мы должны подготовить детей к сдаче аттестации на высокий балл, с другой стороны – должны дать хорошее образование.Кстати, недавно мы предложили детям, которые учатся на семейном обучении и не прикреплены ни к какой школе, пройти аттестацию в «Ковчеге». Это будет для них абсолютно бесплатно.

Как не потерять контакт с учениками в онлайне? Это ведь самое сложное, наверное…

Звучит банально, но надо быть мягче, добрее. Надо понимать, что сейчас трудно всем: учителям, родителям, ученикам. Со стороны учителей должно быть меньше напора, формальностей, ненужного прессинга.

Роль учителя изменится, на ваш взгляд?

Приходится признать, что компьютер по многим направлениям «переиграл» учителя: компьютер больше «знает», информация есть в разных форматах (аудио, видео, тексты), она более яркая и наглядная. Также есть много индивидуальных компьютерных программ. Думаю, что в традиционном смысле слова учитель умер. Он не нужен.Учитель нужен в другом. Компьютер не может выслушать, поспорить. Он не может поддержать диалог, он не может научить сомневаться, ставить вопросы. На этот креатив компьютер не способен. Та ситуация, которая возникла сейчас, мне представляется следующим образом.«Компьютер» объясняет материал и проверяет правильность выполнения заданий. Это занимает 50% времени учебного процесса. Остальное время закреплено за учителем. Учитель оставляет за собой творчество. Умение задавать вопрос – это творчество, умение сомневаться – это творчество, ну и так далее. Я думаю, школа будущего пойдет по такой системе.

Можно сказать, что точные науки можно отдать на откуп компьютеру, а гуманитарные – учителям?

Это условно. Даже в математике учитель нужен, потому что есть красивая нестандартная математика, на которую нет алгоритмов. Что касается гуманитарных наук, то я не верю в то, что компьютер здесь переиграет человека. История, литература… Это ведь не факты. Это интуиция, догадка, причины и следствия, множественность ответов и бесконечные вопросы. Здесь компьютер точно не справится)

У вас после кризиса как-то поменяется программа обучения?

Да. В старшей и средней школе отчасти возможно дистанционное обучение – с учетом сохранения творческой задачи учителя, о которой я уже говорил. Я не очень верю с в дистанционку в начальной школе, поскольку она ложится бременем прежде всего на родителей.Мир сильно изменился. Мы благодаря этому кризису мы будем перестраиваться.

Сейчас многие родители осуждают учителей из «обычных» школ за непрофессионализм, попытки свалить обучение детей на родителей и др. Допустим, педагог никогда не вел уроки онлайн и первый раз видит zoom. Можно ли дать какие-то экспресс-советы учителям по методике преподавания? Что они могут уже сейчас изменить «в ручном режиме», оставаясь в привычной системе преподавания?

Педагоги сейчас – это практически как врачи в реанимации. Учителя вынуждены выполнять задачи, которые они раньше не выполняли. Тем более очень много педагогов старшего поколения, и они научились в короткий срок обучать по компьютерным программам. Не забываем, что в школах в среднем по 30 человек в классе, а учителя еще завалены отчетами. Так что нечего ворчать на учителей, им надо сказать «спасибо».Что касается советов для учителей… Мы должны забыть о традиционных уроках, жесткой программе. В онлайне нет чиновников и инспектора. Есть только ученики и учитель. И в этом смысле сейчас для учителей больше свободы. Не надо задавать детям много. Дети и так перегреты, он устали. Сейчас то время, когда не надо бояться разрушать штампы. Главное – быть интересными. Про все остальное можно забыть.

_____________________

Каталог Альтернативного образования https: //alternativnoeobrazovanie.ru/

Поделиться