Вальдорф, Дахаб и русский язык.
Проект «Интервью недели»:
Автор Мария Осипенко
Сегодня герой нашего «эфира» Лидия Южная (Lydia Kabaeva) – учитель русского языка.Поговорили о жизни и образовании в Египте, а также о Вальдорфской школе и вальдорфской педагогике (Дахаб и Ярославль)Кому актуально – точно откроете для себя что-то новое)
🕵️♀️Лида, как вас с дочкой вообще занесло в Египет?
В Египте мы с Ульяной оказались случайно и судьбоносно одновременно. Ей было 4, она ходила в сад и часто болела, а я тогда работала в крупной фирме в Москве, рабочий день был ненормированный. Всё чаще приходили мысли о том, что хорошо бы уехать в тёплые страны, подлечить ребёнка, а тайным желанием в голове: бросить нелюбимую работу и проводить больше времени с дочерью.Подруга рассказала о проекте «Открытая школа», в который как раз набирали участников. Идея проекта: учёба без школы. То есть, дети вместе с родителями по собственному желанию и интересу учатся и познают мир практически. Эта концепция мне очень понравилась, и я написала руководителям. Меня взяли в проект в качестве учителя русского языка и воспитателя, на условиях волонтёрства.😀
Что проект дал лично тебе?
Он помог мне сформулировать свою позицию в отношении к тому, как я хочу обучать свою дочь. После его завершения мы остались в Дахабе. Оказалось, что в этой прибрежной бедуинской деревушке живёт множество русских семей. Мы нашли там сообщество единомышленников и друзей. И совершенно естественным было то, что я начала там давать частные уроки русского в своём собственном стиле: увлекательно, доступно, в игровой форме. Это было обретение своего пути.
😀И там Ульяна пошла в Вальдорфский сад..
Да. В то время в Дахабе был небольшой вальдорфский детский сад, куда ходили наши друзья. Дочка захотела к ним присоединиться. Сад возглавляла и организовала прекрасная Ирина, профессионал и фанат вальдорфской педагогики. Я помогала ей проводить некоторые занятия для старших деток и была поражена тем, какие перемены случались с детьми. Приходили детки, которых в России назвали бы непослушными, девиантными, капризными, замкнутыми, аутичными и т.д. Через какое-то время они становились открытыми, активными, дисциплинированными и главными помощниками садовницы. Чудеса! Моя дочь там научилась сама себя организовывать, придумывать игры, общаться со сверстниками и улаживать конфликтные ситуации, принимать решения.
🕵️♀️Как потом определились с формой обучения? Как В Египте вообще обстоят дела с русскими школами и образованием? Какие альтернативы рассматривали?
Мы выбрали экстернат. В Египте лишь одна официально зарегистрированная русская школа– посольская, в Каире. Большинство русских школьников прикрепляются к ней и дважды в году сдают экзамены. Некоторые прикрепляются к онлайн-школам или к школам по месту прописки. Но такой вариант хлопотнее и менее распространён, потому что на экзамены нужно выезжать в Россию, а с занятиями онлайн могут возникнуть проблемы по причине нестабильного интернета. Математикой и английским дочка занималась с учителями, такими же экспатами, как мы. Остальные предметы она осваивала самостоятельно, по учебникам и интерактивным программам. Я старалась как можно меньше вмешиваться в процесс, потому что заметила, что мой ребёнок отрицает систему и предпочитает заниматься по вдохновению. То есть, попытки ввести учебный график у нас не увенчались успехом, и я решила в этом довериться дочери. Как показал опыт, так тоже можно 😀Уля самостоятельно с первого класса планировала свой день. Она также занималась рисованием, шитьём, акробатикой на полотнах, ходила на занятия цирковым мастерством и танцами, сама ездила везде на велосипеде с 6 лет. Был у нас и прекрасный двухгодичный опыт альтернативной школы, которую мы с родителями организовали своими силами. Замечательное время! Дети с радостью бежали на занятия, преподаватели имели полную свободу творчества и достойную зарплату, родители тоже были спокойны за сдачу экзаменов и детский досуг. Но, к сожалению, лицензию мы получить не смогли из-за бюрократии, пришлось закрыться. Всего в Египте мы прожили 7 лет.
🕵️♀️А потом вы решили приехать в Ярославль) Почему выбрали Вальдорфскую школу здесь?
Да) В прошлом году мы с дочерью вернулись в Россию, снова пришлось решать задачи: где жить и где учиться. С работой и свободой передвижения у меня проблемы нет–теперь я работаю онлайн, учу детей по тем же методикам, но при помощи цифровых технологий. Так же, как и раньше, я пошла от интересов ребёнка. Дочь захотела учиться в школе, поэтому я стала искать альтернативную частную школу. Точка на карте была не важна. Рассмотрев множество школ, от Сочи до Самары и Калининграда, пообщавшись с директорами и учителями, в итоге остановилась на Ярославской Вальдорфской школе. Во-первых, потому что вальдорф–это то, с чем мы уже знакомы, во-вторых, потому что мне понравилась классная учительница, в-третьих, цена за обучение вполне доступная. Так мы оказались в Ярославле 😀
🕵️♀️В чем особенность преподавания в Вальдорфской школе – с точки зрения родителей?
Самое главное для меня, что есть в вальдорфской школе, это атмосфера сотрудничества, дружелюбия и принятия. Здесь даже при классе в 15 человек учитель уделяет внимание каждому ребёнку, помогает освоить предметы, знает сильные стороны ребёнка, помогает развивать их, обязательно отмечает успехи. Здесь не ругают за ошибки, помогают разобраться в вопросе и понять. Нет отметок, нет учебников, предметы изучаются в связи с реальной жизнью, на практике. Дети много пишут, учатся формулировать свои мысли. Мне нравится, что есть такие предметы как рукоделие, ремесло, эвритмия. Эвритмия–особый, вальдорфский, предмет. Эти занятия учат ощущать своё тело, регулировать дыхание, синхронизировать умственные и физические процессы, развивают координацию движений. Вообще, в вальдорфской педагогике много неочевидной пользы и много гармоничного развития ребёнка, но если не вникать в идеи, то внешне может сложиться ощущение, что люди «занимаются какой-то ерундой». На самом деле, «ерунда» научно обоснована и имеет глубокий педагогический и психологический смысл.
🕵️♀️А в чем ее минусы? Т.е. кому туда точно не надо?
Я не думаю, что есть какая-то категория детей, которой противопоказана вальдорфская педагогика. Скорее, есть определённая категория родителей, которые никогда не смогут понять и принять эту педагогическую систему. Это люди, которые уверены, что учение без напряжения и стресса невозможно, это люди, которые думают, что школа без отметок и жёсткой дисциплины–плохая школа. Также вальдорф не подойдёт сторонникам раннего развития, родителям, которые идут в обучении и воспитании от своих амбиций, а не от способностей и интересов чада. Хотя, если говорить начистоту, то именно детям таких родителей показан вальдорф. Потому что стресс и ответственность, которую возлагают папы и мамы на своих отпрысков, слишком велик. Вальдорфская школа поможет деткам избежать неврозов, а заодно «подлечит» родителей, если те захотят меняться. Есть также люди, которые просто хотят спихнуть детей куда-то и «пусть их там учат». Такие тоже вряд ли приживутся, потому что в вальдорфской системе сильна семейственность и родители активно вовлечены в дела школы. Педагог с классом часто ходит в музеи, ездит по разным городам на мероприятия, ребята путешествуют с познавательной целью, вместе отмечают праздники (от Масленицы до Рождества), и родители, конечно, тоже участвуют. Если говорить о минусах вальдорфа, то, в общем-то, каждый плюс можно увидеть как минус. Тут всё зависит от восприятия родителей и их целей в отношении обучения ребёнка