Азбука семейного образования

Азбука семейного образования: Ш — шум

Автор — Вероника Михалко

Ш – ШУМ

Мне бы хотелось, конечно, написать о тишине и покое, и вообще в теме семейного образования лучше всего говорить и писать не о недостатках школьной системы, а о достоинствах альтернативы, которую вы выбираете. Однако, в реальности пока большая часть выборов СО делается изначально из отрицания, отказа от того, что не нравится в школе (а потом уже перед родителями открываются бонусы нового образа жизни).

К сожалению, такой подход является альтернативным лишь условно, так как оставляет нас в той же системе координат, просто учеников становится не 30, а 1-2-5, меняется место и расписание освоения школьной программы, появляется более заинтересованный взрослый в роли учителя и т.д. Тем не менее, понимание, чего вы точно НЕ хотите для своих детей и для себя – важный шаг к тому, чтобы понять, чего вы хотите вместо этого.

Шум – не такая уж редкая причина у родителей для отказа от школы. Сейчас много высокочувствительных детей (или взрослые стали обращать внимание на их чувствительность), которым физически не подходят условия обучения в обычной школе: длительное время выполнять задания учителя лишь с небольшими перерывами, при этом находиться постоянно среди большого количества детей без возможности уединиться.

И отдельно о перерывах, которые не дают отдохнуть, потому что, если на уроках стоит относительная тишина, то перемены – это сплошной шум. Это особенно очевидно для детей, которые изначально не ходили в школу. Попадая туда на аттестации, они очень удивляются, «почему здесь все так орут?» Причем, удивляются даже дети из многодетных семей, где понятие тишины тоже очень относительно. Возможно, особенно впечатляет их чередование тишины уроков и кратковременного шумового выплеска перемен.

Если подумать, то такие условия учебы и работы не подходят… почти никому. Работа в шуме – это работа на износ, взрослые за нее получают дополнительную оплату, дети (и учителя) вынуждены приспосабливаться. Причем, если на каком-нибудь производстве идет речь лишь о физическом шуме, то школьный шум многослойный – это не только уровень звука, но и «шум» на уровне эмоций, мыслей, идей, образов, информации, порождающий напряжение и раздражение.

Думаю, школьный «шумовой» эффект можно сравнить с эффектом от полдневного сеанса просмотра мультсериалов невысокого качества по телевизору или от многочасового ухода в параллельную реальность компьютерной игры – физическая усталость, разбитость и туман в голове, если не головная боль.

Знаю, что многие дети, особенно в начальных классах и в конце года, приходят из школы и ложатся спать, пропуская при этом кружки и другие интересные занятия, на которые не остается сил. Знаю родителей детей с хронической головной болью, вегето-сосудистой дистонией и подобными психосоматическими заболеваниями, просто не успевающих и «тупящих» в школе, проблемы которых решались с переходом на СО.

Шум – это не смертельно, к нему можно приспособиться. Но зачем? Когда я лечу в самолете к морю, я понимаю, что шум и заложенные уши – моя плата за самый быстрый путь туда, куда я хочу попасть. Так ли это со школой?

Источник
https://www.facebook.com/groups/familyedu/permalink/850113495199494/

Иллюстрация – Квинт Бухгольц

Поделиться