ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИЛИ ШКОЛА
автор Марина Воеводина
Пишу сейчас для тех, у кого что-то не сходится со школой и садиком. Если вы верите, что вашим детям там хорошо – пусть так и будет. Этот пост для всех остальных. Для тех, кто вынужден уживаться с системой, но не заменяет ею свою собственную суть вещей. Пост для тех, у кого нет телевизора.
Ни школа, ни сад – не нужны. Школьная программа не нужна. Она представляет из себя подготовку к будущей жизни, которая якобы когда-то начнётся, но не сейчас. Как-будто дети не живут, а только готовятся к жизни. Именно это лишает их детства – обесценивание их реальной жизни в угоду будущей. А жизнь ведь уже идёт! Вернее, проходит мимо.
Ни вы, ни ваш ребёнок пока не знаете, что ему будет интересно в будущем. Но есть что-то, что ему интересно уже сейчас. И вот этим вот и нужно заниматься, это и нужно развивать. Я не верю, что есть дети, которым интересно сразу всё. Причём каждый день по 40 минут всего понемножку.
Когда вам самим что-то интересно – что вы делаете? Записываетесь на мастер-класс, смотрите об этом ролики на ютюбе, читаете, находите группу по интересам и общаетесь с единомышленниками. Когда вы увлечены вязанием, вы не изучаете французский. Когда планируете путешествие на Бали, не вникаете в физику. Но: сейчас самое главное.
Когда вы изучаете вязание, вам может захотеться пойти дальше, чем набор петель и чулочная вязка. Вы можете увлечься составом ниток и их свойствами – химия и физика, сложными рисунками – геометрия, пространственное мышление. Когда вы начнёте воплощать красоту, вам захочется дарить её окружающим, а потом – продавать. Для этого вы изучите маркетинг, таргетинг, копирайтинг – вам захочется сочинять интересные и грамотные тексты, продвигать свою группу… В общем, ваша жизнь будет насыщенной.
В случае путешествия на Бали вы захотите изучить местный климат, сезонность, муссонность, широтность и прочие прелести физической географии. Вам захочется вникнуть в историю острова, а заодно и целого региона. А ещё – конечно же язык. Вы с удовольствием будете подтягивать свой английский или даже приметесь изучать его с нуля.
Вот примерно так можно помогать ребёнку познавать мир дома. Он увлёкся чем-то, а вы ему помогаете это изучить и берёте немного шире. Но опираетесь именно на его интерес, отталкиваетесь от него, не теряете. Если сами не можете – найдите человека, который увлечён этой темой – адекватного – чтобы он позанимался с вашим ребёнком.
Любит Гарри Поттера – обязательно смотрите фильмы всей семьёй! Или слушайте аудиокниги, читайте вслух, а ещё лучше – изучайте английский, чтобы читать и смотреть в подлиннике. Вот здесь можно нанять репетитора – например, носителя, который тоже без ума от Гарри Поттера: английский в масштабах школьной программы будет изучен за пару месяцев.
А теперь представьте, что происходит с детьми в школе. Им в голову впихивают кроссвордные данные обо всём вперемешку в огромных количествах, безо всякого их на то согласия. Вам известно, что будет, если ребёнка насильно кормить? В лучшем случае, его вырвет. В худшем – он привыкнет и перестанет понимать свои желания. А потом и вовсе разучится чего-то хотеть, потеряет вкус к еде. Вот так и со школой. Как часто родители жалуются, что дети не хотят учиться – так радоваться же нужно!!! Это те, кого всё ещё тошнит, кто пока не потерял вкус к жизни, у кого хватает воли противостоять этому пичканью.
Кому нужны все эти кроссвордные данные, именуемые школьной программой? Правильно, Дмитрию Диброву. Когда ваш ребёнок захочет «стать миллионером», они очень ему пригодятся. А вот для того, чтобы понимать суть вещей – нужно совсем не это. Нужна близость со своими родителями и внутренний душевный комфорт, то есть, свободное время. Для души. Для общения. Для прогулок. Для того, чтобы сверяться с собой и пробовать разное. Тогда захочется читать, смотреть познавательные фильмы и передачи, пользоваться всякими развивающими программами. Тогда дети будут увлекаться и стремиться к чему-то.
Это же детство! И во что оно превращается из-за школы? Страшно подумать. День сурка, когда в любую погоду в любом настроении нужно идти и высиживать от звонка до звонка. Да ещё и нервничать из-за оценок, из-за насмешек одноклассников, из-за сравнения с ними, из-за авторитарного или безразличного подхода учителей…
Как же дети в школе спасаются? Правильно, общением. Только не с вами, а друг с другом. Поэтому друзья и компании становятся супер-ценными – вместо вас.
Что же делать? Засесть дома? Совсем нет: кружки, секции, гости, походы, поездки. Вы просто включаете ребёнка в свою жизнь с самого рождения. Интегрируете его в общество не посредством якобы необходимых ему сопливых сверстников, сидящих рядом с ним на горшке, а в своём собственном поле, занимаясь своей жизнью: учёбой, общением, увлечениями, отношениями… Это в тыщу раз больше подготовит его. Он будет торчать у вас из слинга и впитывать эту самую жизнь через вас – именно с вашей подачи, с вашей философией, с вашими собственными взглядами и взглядами вашего мужа, а не Ларисы-палны, влюблённой в Петросяна и грустящую по уходящей молодости под Надежду Кадышеву.
А как же родителям деньги зарабатывать? Во многих странах детей берут с собой на работу. А если нет – можно объединяться с подругами и отпускать друг дружку по-очереди. Получится домашний детский сад – но с людьми, близкими вам по духу. Лучше всего, конечно, придумывать что-то с мужем, с близкими. Редко бывает, когда прямо все сразу ходят в офис на пятидневку. Сейчас уже частая история со всевозможным фрилансом, слава Богу, когда люди работают на себя и делают то, что им интересно. Удалёнка рулит. И даже если женщина – микробиолог, никто не мешает ей в декрете освоить курсы массажа и приглашать клиенток домой; начать вести свой кулинарный блог и монетизировать его; давать уроки танцев по скайпу во время дневного сна малыша.
Сейчас много возможностей. Каждый день я вижу, как люди что-то придумывают – было бы желание. Но многие ещё не дозрели. Им трудно допустить мысль, что можно совсем без школы. Я их понимаю: у самой ушло на это много времени, а жаль. Обращаюсь к таким, как я. Кто хочет, готов, но боится чего-то, не зная чего: типа, ну как же, все же учатся… Так принято… Дорогие, школы были не всегда! Это молодое явление и я верю, что временное! Дети воспитывались в семьях! Мастерство передавалось от отца к сыну, от матери к дочери, была система подмастерьев, гувернёрства. Да, сейчас другое время – ну так тем более! Дети сейчас могут освоить всё, что захотят. Интернет, кружки, специальные программы – им в помощь.
Но как же институт, спросите вы? Незатюканные любопытные дети могут освоить школьную программу за год. 11-12 лет – за один год. Это доказано в школе Щетинина, и я вижу сплошь и рядом тому подтверждения: как целый предмет, целый учебник проглатывается за пару дней, когда есть интерес. А ещё хочу открыть вам один секрет: в школьной программе из года в год многое по кругу. То есть, можно изучить что-то за пятый класс, а потом за восьмой, и как-будто между ними не было ни шестого, ни седьмого. Если какая-то тема непонятна – можно включить интернет-урок. Кстати, длятся они, в среднем, 10 минут. В остальное время – можно смотреть тематические фильмы для закрепления материала. Рассуждать, общаться, жить.
Вот и всё. Не хочу устраивать никакую революцию. Просто хочу поддержать тех родителей, кто давно готов сделать этот шаг, но их пугают. Пожалуйста, не бойтесь! Если у вас самих интересная разнообразная жизнь со множеством увлечений, вы дадите своим детям полную картину мира, гораздо полнее, чем школьная программа. А главное – вы научите их, что учиться, как и жить – это весело и здорово.
А вы знаете, что все, кто не может себя заставить что-то делать, достигать, у кого жизнь скучная, кто сросся с диваном и впал в депрессию – родом из школы? Их всех заставляли что-то делать в своё время, пока не убили интерес и веру в себя…
Почему некоторые дети любят ходить в школу? Потому что там они чувствуют себя более свободными, чем дома. А возможно, и более нужными и любимыми. Почему некоторые дети, особенно девочки, старательно учатся? Таким способом они добиваются любви и признания родителей, учителей и сверстников. Другого способа у них нет.
Есть ли сейчас альтернатива? Да. Школа «Апельсин» Димы Зицера.
Вальдорфские школы – тоже альтернатива, но со своими жирными тараканами. Мир сейчас на пороге. Я верю, что появляются учителя новой формации, с которыми можно будет разговаривать на одном языке и доверять им своих детей. Сейчас такие учителя есть, но их единицы. И их силы уходят на бумажную волокиту и противостояние системе.
А пока что семья – это лучшая альтернатива. Плюс кружки, музыкалки, гастроли, лагеря. Обязательно должно быть движение, ребёнок не должен сидеть дома, тем более – один.
Моя схема проста: нужно положить руку на сердце и спросить себя, где здоровее. Если дома царит напряжение, куча подавленных чувств, скандалы – возможно, ребёнку лучше в школе. Если дома – по-разному, но в целом – хорошо и ресурсно, то ему точно будет тут лучше, чем в школе.
Если без школы пока ну совсем никак – вам слишком страшно или вам кажется, что обстоятельства не позволяют – то пожалуйста, всегда будьте на стороне своего ребёнка перед лицом системы и учителей. Не предавайте его. Не ругайте после родительских собраний и забудьте про оценки! Оценки – это бред! Как можно сравнивать детей друг с другом, стыдить, винить? Пусть приносит тройки по тому, что ему неинтересно, если уж вынужден тратить на это время.
Будьте смелее! Кто не рискует, тот рискует.