Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. Конспект доклада GEF и WorldSkills
Давайте поговорим о будущем.
Точнее о том, как связано будущее и система образования.
Знаете, про эту связь говорят гораздо меньше, чем стоило бы. Для многих “инновации в образовании” — это “как бы покрасивее упаковать таблицу умножения, чтобы наиболее эффективно засунуть её в детей”. Это грустно.
Образование же, на самом деле — не про то чтобы впихнуть в себя какие-то знания и кому-то что-то сдать. Образование — это про то, как найти своё место в мире, делать для него что-то полезное, поменьше переживать и побольше радоваться.
А для этого надо что-то понимать про этот самый мир и в какую сторону он меняется.
Именно про это рассказывают ребята из Global Education Futures и WorldSkills Russia в своём докладе “Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире”. Они показывают 7 трендов, которые уже меняют мир и дальше будут менять его всё сильнее, и анализируют, как изменится рынок труда, и чему в связи с этим стоит учиться.
Перед вами мой конспект этого доклада.
Мы ставим амбициозную и непростую задачу — определить, какие навыки будут востребованы в XXI веке. А это значит, что нам необходимо выявить процессы, меняющие общество в XXI веке, и показать, как эти изменения коснутся конкретных людей на конкретных рабочих местах — иными словами, как изменится само понятие «работа», что будет собой представлять «трудовая деятельность».
Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
7 трендов, определяющих образ рабочего места в XXI веке
Тренд 1. Цифровизация всех сфер жизни
Всё, что нас окружает, соединяется в единую сеть. Всё имеет цифровую копию.
Интернет в кормушке для кошки и в подкожном чипе, который считывает уровень сахара в крови; искусственный интеллект, который постоянно учится и понимает обычную человеческую речь; Pokemon Go и интернет непосредственно в мозге.
Пожалуй, это наши дети будут учить нас жить в мире со всеми этими штуками, а не мы их.
Тренд 2. Автоматизация в промышленности и экономике
Это известная страшилка про то, что нас всех заменят роботы.
Не сразу и не всех, но многие профессии действительно скоро перестанут быть человеческими: роботы на конвейерах вместо ручного труда, транспортные автопилоты вместо водителей, искусственный интеллект, который закажет билеты вместо туроператора или персонального ассистента.
Если ты научил программу один раз, тебе никогда не придётся повторять обучение — в отличие от новых сотрудников.
Тред 3. Глобализация экономики, знаний и технологий
Для многих процессов в мире государственные границы не имеют значения.
Нутелла собирается из десятков ингредиентов, изготовленных в разных частях света; открытия совершают группы ученых, ни разу не встретившихся лично; “Игра престолов” выходит в один и тот же час во всех странах мира, чтобы пираты не слили её в сеть раньше релиза.
С одной стороны, мы учимся мыслить на уровне целого мира, но с другой — рискуем потерять самобытность.
Тренд 4. Экологизация
Если раньше экология заботила только горстку “зеленых” фриков, то сейчас проблемы на планете уже нельзя не воспринимать всерьёз.
Между 1970 и 2020 годом с лица Земли исчезли две трети популяции диких животных; энергетические ресурсы истощаются, а их использование приводит к изменениям климата и угрозе жизни на земле; но при этом активно развиваются альтернативные источники энергии, всё больше людей говорит об озеленении городов, а многие страны запрещают одноразовый пластик.
Распространяется экологическое мышление: люди и бизнесы объединяются в экосистемы, где каждый видит себя частью большего и влияет на всю систему в целом.
Тренд 5. Демографические изменения
Когда меняется состав тех, кто может работать, меняется и рынок труда.
Продолжительность жизни стремительно растёт, пожилых людей становится больше, на пенсию они выходят позже; больше женщин идут работать; детство уже не воспринимается как этап подготовки к жизни, но как полноценный её этап, и многие дети начинают участвовать в экономике, ещё не окончив школу.
Жизнь больше не делится на “подготовка-работа-пенсия”, нужно уметь учиться и переучиваться всю жизнь.
Тренд 6. Сетевое общество
Не только кормушки для кошек связаны в единую сеть, но и мы с вами.
Всё больше людей становятся фрилансерами и предпринимателями, которые работают из любой точки мира и тусуются в коворкингах; распространяется экономика совместного потребления и краудфандинг; бизнес становится гибким и самоорганизующимся; блокчейн упрощает бюрократию.
Обществу уже не нужно так много посредников и управленцев, сколько есть сейчас.
Тренд 7. Ускорение технологических и социальных изменений
Мир развивается настолько быстро, что отдельно взятый человек физически не может осознать все изменения.
Электричество распространилось за десятилетия, смартфоны — за годы; каждое новое преобразование занимает всего треть времени от предыдущего.
В этой бешеной гонке многие чувствуют себя потерянными и ненужными.
Хоть доклад и называется “Навыки будущего”, но мы ведь не про будущее говорим, а про самое настоящее настоящее. У меня под окном три машины с надписью “каршеринг”, а в магазине напротив стоит терминал по работе с биткоинами (понятия не имею, что с ними делать). Эти штуки появляются стремительно и тут же становятся чем-то обыденным.
Мир, в котором развиваются эти тренды, называется VUCA world: Volatility — изменчивость, Uncertainty — неопределенность, Complexity — сложность, Ambiguity — неоднозначность.
Как в этом мире меняется и будет меняться производство?
- Большинство рутинных задач перейдут роботам — как в промышленности, так и в сфере услуг.
- В мире, заполненном стандартизированными продуктами будет расти спрос на уникальное производство — вещи, сделаные руками мастеров.
- Также в сфере услуг — когда много функций заберут роботы, обслуживание живыми людьми будет цениться выше.
- Большую часть логистики будут выполнять автопилоты.
- Поскольку интеллектуальная работа будет всё сложнее, больше людей будет работать в командах, а не по одиночке.
С учетом всего этого у людей есть два варианта, как не остаться на обочине: трансформировать свою профессию под требования времени — или освоить новую.
Вот в каких областях точно ещё долго будет нужен живой человек:
- Креативная экономика — писать картины, музыку, сценарии для компьютерных игр;
- Киберэкономика — вести видеоблоги, профессионально играть в компьютерные игры;
- Человекоориентированные сервисы — открывать авторские кофейни, массажные салоны и образовательные центры;
- Новый технологический сектор — заниматься био- и нейротехнологиями, обучать искуственный интеллект;
- Экологическая сфера — восстанавливать экосистемы, озеленять города.
Для многих людей всё это звучит очень страшно. Они не видят себя в таком будущем.
Чтобы совершить переход в новый сложный мир, нужно мыслить по-новому: в том числе, изменить своё отношение к тому, что вообще такое работа. Идея не в том, что нужно каждый месяц переучиваться, пытаясь догнать убегающий мир — это не принесет ничего кроме стресса. Нужно найти свой собственный смысл в этом мире, и тогда работа станет всего лишь его проявлением.
Возможно, после автоматизации большинства рабочих мест многие страны введут Безусловный Базовый Доход для каждого гражданина — и тогда…
Люди смогут начать вспоминать, что же они хотели делать, до того, как им сказали, что они должны зарабатывать на жизнь. Избавившись от необходимости постоянно думать о деньгах для обеспечения базовых потребностей, человек сможет относится к работе как к пространству для собственного развития, общения с другими людьми и реализации своего предназначения.
Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
Какие навыки нужны в новом сложном мире?
В каждой профессии людям нужны 2 вида навыков: жесткие (hard skills) и мягкие (soft skills).
Жесткие навыки — это умение работать с техникой и выполнять конкретные задачи, которые можно проверить и измерить. Например, программирование.
Мягкие навыки сложнее проверить и продемонстрировать — это, например, умение улаживать конфликты и управлять временем. И именно они помогут оставаться на плаву, что бы ни происходило в мире.
Если раньше базовыми навыками считалась способность читать, писать и считать, то сейчас часто говорят о навыках 4К: коммуникация, креативность, критическое мышление и командная работа, которыми стоит владеть каждому человеку.
Дальше авторы доклада расширяют список необходимых навыков до вот такого:
А в основе развития личности — экзистенциальные навыки: способность ставить цели и достигать их (сила воли), самосознание/способность к саморефлексии (осознанность, метапознание), способность учиться/разучиваться/переучиваться (саморазвитие).
Какое образование сформирует эти навыки?
Образовательные системы почти во всех странах мира созданы для того, чтобы готовить людей к обстоятельствам прошлого — к общественному послушанию, к труду, в основном не требующему творческого подхода, к стандартным рабочим процессам, к конкурентным трудовым средам. Современная модель массового образования возникла в XIX веке, когда основной задачей образования была подготовка людей к работе на фабриках или в государственном бюрократическом аппарате. Все система образования была выстроена таким образом, чтобы ученик привыкал жить в ритме индустриального общества: рабочая неделя с жестким монотонным расписанием, звонок, оповещающий о начале и окончании каждого урока и всего учебного дня, и так далее.
Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
Но это больше не работает. Миру не нужны люди с конвейерным мышлением. Чтобы быть современным, образование должно стать неформальной экосистемой. Конструктором, где каждый может собрать индивидуальное образование под себя — из групповой работы, общения с наставником, лабораторий в дополненной реальности, онлайн-курсов. Образование перестанет запираться в стенах школы и выйдет в мир: стажировки в компаниях, городские сообщества, группы по интересам, включающие людей всех возрастов.
И будет много инструментов навигации, чтобы каждый выстраивал подходящую ему траекторию образования в доступном вокруг реальном и цифровом мире.
По докладу неочевидна связь между навыками XXI века и образованием, так что я резюмирую от себя.
В нынешней системе образования главное — знания, в том числе потому, что их легко измерить тестами. Но в новом сложном мире умение договориться, объединиться, быстро найти нужную информацию и предложить свежее решение — важнее, чем вызубрить ключевые даты первой мировой войны. Впихнуть в себя всю информацию всё равно невозможно, её слишком много, надо уметь с ней грамотно обращаться. А сформируются эти навыки в свободной среде, где люди творят, взаимодействуют между собой, каждый несёт ответственность за своё образование и наполняет его своим смыслом.
Пора перестать разделять образование и жизнь.
А что дальше?
Рождающийся мир может стать миром еще большего порабощения души и тела — теперь уже цифрового, где каждое действие человека контролируется, где каждый из нас еще более надежно вписан в «мегамашину» глобального общества. Но одновременно перед нами появляется шанс вспомнить о том, что нам на самом деле важно, отдать машинное машинам, вернуться к природе и к себе самим. Это может произойти, но лишь в том случае, если мы войдем в этот переход осознанно, принимая и открыто обсуждая долгосрочные последствия своих выборов, вырабатывая на самих себе новые принципы управления и новую этику. Тогда навыки будущего смогут стать дорогой в новый мир — в процветающую глобальную цивилизацию XXI века.
Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
Источник: О школе и людях Автор: Анна Козлова