Свободные школы — зло. Ни за что не отдавайте туда детей
Ходил недавно по фейсбуку ядреный пост про то, что подросток хает демократическую школу в Израиле, в которой учился до 10 класса. У текста полторы тысячи лайков и 400 репостов. Цепляет он, во-первых, своей честностью, в отличие от обычных слащавых разговоров про вселенское счастье и невероятное всестороннее развитие в идеальных оазисах свободных школ.
Во-вторых, он вызывает у людей абсолютно противоположные реакции: “так я знал про эти свободные школы, глупость и беспредельщина это всё” и “все молодцы, всё в порядке и с ним и со школой”. Самое забавное, что никто не ругается, каждый высказывает свое мнение и уходит довольный. Мне потребовалась пара суток, чтобы сформулировать своё отношение к вопросу. Спойлер: я за то, что все молодцы)
Расскажу свои аргументы, но прочитайте для начала сам пост. К сожалению, слова юноши мы читаем в пересказе — но давайте для чистоты размышлений будем считать, что именно так он всё и говорил.
Пишет Света Дорошева:
О пытке демократическим подходом в образовании:
Алеша в следующем году переходит в старшую школу (с 10 по 12 класс). Он выбрал одну из самых консервативных школ в городе. Со «старым реакционным подходом», в нашем понимании. Аргументы такие:
— Я больше не могу всего этого выносить. Все эти «ты справишься! я верю в тебя!» «Ну ничего, что не сделал домашнего задания, не страшно». «Не успел экзамен? Хочешь дополнительный час? А калькулятор хочешь? Можешь воспользоваться телефоном и погуглить. Все получится!» «Не получилось? Не расстраивайся, ты очень умный и во всем разберешься!» При том, что я даже не пытался. Я просто сказал, что не получилось, потому что мне было лень решать эти десять страниц.
— Мне надоело, что у меня столько свободного времени. Мне ничего не надо делать. Мне все сходит с рук. Мне все разрешено, потому что «ничего не страшно», «все в меня верят», и вообще «все уникальные, в своем темпе, все гении, креативные и прекрасные!»
— У нас однажды был учитель математики на замене. Он перевернул мое отношение к предмету. Он зашел в класс — все орут, все в телефонах, все делают, что хотят — и через минуту была тишина. Он никому не улыбался, не делал вид, что он наш друг или что мы ему нравимся. Он не устанавливал с нами контакта! Он тупо выгонял тех, кто говорил, и все заткнулись. Потом он тупо отчитал тему, четко и ясно. Без лирики, без игр, без отступлений, без кино, без историй. Задал вопросы. Попросил вывести определение прямоугольника через параллелепипед. Если даже ты знал, но неправильно формулировал — в стиле «прямоугольник — он…», а не «прямоугольник — это…» — то он не дослушивал и сажал на место с «неудом». Я был очарован. Я смотрел ему в рот весь урок. У меня ни разу не возникло желания заговорить с другом или посмотреть, что там у него в инсте. В тот день я сделал всю домашку, никуда не заглядывая, потому что я и так все знал, понял и помнил. Он потряс меня. Я не знал, что так вообще бывает.
— я не хочу учителей в друзьях. Они ходят с нами в походы, играют с нами в игры, разговаривают о жизни в арабских забегаловках на экскурсиях в иерусалим… На перемене, если встречаешься учителем, то начинается… «дай пяяяяять», разговоры за жизнь, все такие мииилые. А я хочу, чтоб было как с тем учителем математики. Если он тебя вообще заметит, то ты чувствуешь себя королем! А если не просто кивнет, а помашет, то это честь, честь! А не вот это все улыбчивое, типа «все мы тут офонареть как щасливы друг другу!»
— я не хочу рассказывать свое мнение в качестве учебного материала. Я не хочу «что вы про это думаете?» и «оооо, какая интересная мысль!» Просто проведите мне урок истории, и все! Не надо развивать во мне мышление, просто дайте информацию. Вот как тот учитель. Тупо изложил про прямоугольники, всем роздал по сусалам, чтоб работали, и был таков.
— я не хочу, чтоб во мне развивали творческую свободу. Я хочу чтоб как в Англии (он имеет в виду свои поездки в летнюю английскую школу): даже когда я делал презентацию по «Саду земных наслаждений» и казался себе неопикенно гениальным, меня завернули, потому что «точки сначала научись ставить в конце предложений, да? Не такой уж ты и бэтмэн. Также, мы ценим твое мнение, но и фактический материал учитывай. Иди читай, неуч! Работай давай.» Во второй раз я сдал блестяще и был лучшим на потоке, но я хочу, чтобы мне ткнули в то, где я дебил! А не вот это все «оооооо, какой умный мальчик! как прекрасно! как глубоко! давайте прослушаем следующего гения! Что? у тебя тут две козы из носа вместо реферата размазаны? Ну ничего, наверное, ты очень старался! Расскажешь нам свое бесценное мнение, когда будешь готов…»
Человек, измученный демократическим образованием, истерзанный свободой самовыражения и сломленный поддерживающей средой не мог заткнуться полтора часа, описывая в качестве своей мечты тот тип школы, которого наше поколение старалось всеми силами избежать для своих детей. Не давал нам вставить ни слова: «Я сказал, что пойду в эту школу, и все! Можете быть несогласные!» Да мы согласные, че… просто удивились глубине травмы. Вот же ж… человек-сплошное противоречие, нет ему покоя.
Итак, какое первое впечатление производит этот текст? Не знаю, как у вас, но даже я, очень ярый сторонник альтернативного образования, сначала подумала: “Ну и школа у них там… Никто ничего не делает, все прыгают по партам, ничему не учатся, растут дураками… правильно парень взвыл, заигрались они в свободу, педагоги хреновы.”
Есть такое? Понимаю.
Но когда первые эмоции стихли, я решила пойти глубже и подумать — о чем на самом деле говорит этот человек, прошедший свободную школу? Какие выводы о нём мы можем сделать из этого текста?
И вот к чему я пришла.
Парень принимает осознанные решения насчет того, что ему делать со своей жизнью. В чем главная задача свободной школы? Воспитать человека, который не пляшет под чужую дудку, а самостоятельно принимает решения о том, чем ему заниматься. И что мы видим здесь — он выбрал, куда хочет пойти учиться, у него есть аргументы и он готов отстаивать свой выбор. Это и есть свобода. И с такой установкой я бы уже не боялась, что он застрянет в консервативной системе и они его как-то сломают. Уже нет. Если он поймет, что это неподходящее для него место, он просто пойдёт дальше.
Он чувствует лицемерие и прямо об этом говорит. По тексту кажется, что со всеми этими дифирамбами они реально перегнули. Круто, что он так четко это формулирует. Обычные школы переполнены лицемерием, но там оно настолько въелось в ткань бытия, что об этом даже никто не говорит вслух, потому что нет идеи, что вообще может быть по-другому. А тут восхваления эти выглядят наивными такими, трогательно-нелепыми, и их без труда можно от себя отлепить и сказать — камон, ну это неправда же, хватит. Тот, кто увидел неправду — как прививку на всю жизнь сделал, и врать себе уже не позволит.
Он творит свою историю сам. Каждое поколение должно совершить собственную революцию. Для его родителей революция — это сделать своим детям школу, которой у них никогда не было. А вот для их детей свободная школа — уже что-то изначальное. Им нужно идти ещё дальше и творить собственные миры. Его первый шаг — отдалиться от идеального мира своих родителей насколько возможно; я думаю, что это только начало нащупывания своего собственного нешаблонного жизненного пути.
Он ищет способы структурировать информацию в своей голове. Представьте себе, что с самого детства никто никогда не говорит тебе, как устроен мир, а все только спрашивают “а ты как думаешь?”. Это тяжело, блин. Человеку всё-таки нужны опоры. Думать самому полезно, но когда ты что-то знаешь о том, что другие люди уже надумали до тебя, тебе есть на что ориентироваться. С опорами думается спокойнее. Когда этот парень кричит “просто дайте мне информацию”, он ищет структуру, которой ему не хватило в свободной среде. И я считаю, что это просто потрясающе, что он чувствует её недостаток и тянется к ней.
Он использует взрослого как источник стабильности. На мой взгляд, он восхищен строгим математиком не потому, что ему нужна твердая рука, а потому, что ему в жизни не хватает стабильных взрослых. Хоть кого-то, уверенного хоть в чём-то. Это опять же про опору: если все вокруг только и говорят “мы не знаем, подумай сам”, то это же адское чувство небезопасности. Как будто ты живешь в городе, где каждый день все дома меняются местами и перекрашиваются, и тебе постоянно нужно заново искать дорогу домой. Ты кричишь: За что? Тебе отвечают: Мы развиваем твою гибкость и пространственное мышление! А ты садишься посреди улицы, плачешь и просишь: Пожалуйста, можно я хоть немного отдохну от этого и просто поживу? Так что в консервативную школу он идет, чтобы добрать от учителя то качество, которого ему не хватает в окружающих людях. А брать от взрослых то, что тебе нужно, то есть использовать их как ресурс для своего развития — это тоже один из фундаментальных принципов свободных школ.
Так и что в итоге — получается, организаторы свободной школы облажались по полной, раз пели ученику фальшивые дифирамбы и не дали структурированных знаний? Спускаем на них собак?
Ни в коем случае!
Ведь они сделали гораздо больше. Они воспитали человека, который сам прокладывает свой жизненный путь и уверенно говорит «нет» всему, что ему не подходит.
Свободная школа справилась на 120%.
Я бы на их месте открыла шампанское и отпраздновала своего осознанного самостоятельного выпускника.
Источник: О школе и людях Автор: Анна Козлова