Актуальное Альтернативное образование

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. НАШЁЛ, ЧТО ОБЩЕГО

Автор Алексей Семёнычев

В Питере сходили с сыном в любимый музей современное искусства «Эрарта», а потом, после вкусного обеда, на выставку Уорхола в Севкабель. Это там же рядом новое креативное пространство сделали. Очень. кстати, хорошо получилось. На Васильевском.

Вот гуляя по залам музея на меня набежала мысль, что между актуальным искусством и актуальным образование много общего. Делюсь мыслью.

Во-первых, мало кто понимает, что такое современно искусство и современное образование. Это уже общее. Что бы понять, нужно всё же быть немного готовым. Нужно читать книги, слушать лекции… Хоть Зицера, хоть Амонашвили, хоть Петрановскую. Иначе проживёте в мире предметного искусства, как и в мире, где школьные предметы и их изучение главное. А нет — знание уже не главное. Про это ниже на пару абзацев будет.

Главное — эмоции, главное — отношение к произведению, главное отношение к образованию.

2. Современное искусство и современное образование всегда авторские. Личность может сформировать только личность. Учитель не поток, учитель должен быть яркой индивидуальностью. Иначе ничего не получится, никакие реформы работать не будут, пока они все на пенсию не уйдут.

3. Искусство давно вышло за пределы двухмерного восприятия. Оно стёрло любые, дажа самые непоколебимые границы самого святого.

Искусство уже не только картина. Искусство выходит за рамки в самом прямом смысле. Оно шокирует, оно заставляет отворачиваться, заставляет думать о том, о чём как-то вроде неловко думать… Это главная причина, почему я люблю современное искусство больше, чем, например, Да Винчи (но не Караваджо — он всё ещё заставляет смущённо отворачиваться, он молодец).Образование будущего тоже ломает границы. Но если к искусству мы как-то нормально относимся, типа: «Не понимаю я его. Я лучше Рафаэля посмотрю» (можно подумать, что Рафаэля все понимают). Образование — это другое: ну как же так -учиться без школы! А как же социализация? Школа главное, а ваши кружки это не серьезно.

Образование будущего — образование, где школа перестаёт занимать главное место. Окончательно решение не за ней, окончательно решение может быть, где угодно.

Ваше образование может пойти в любом направлении, в любом месте. Окажется, что не всем нужны институты и колледжи, что будет много других мест, которые помогут человеку найти гармонию.»А где учится ваш сын?» — » Да, лодки красить пошёл в порт» — «О, какая грусть. А был такой умный мальчик…» — » В Венеции. Там очень хорошая школа мастеров-лодочников. Ей уже 300 лет» (кстати, реально есть такая).Будущее будет рождаться не в классах и не на уроках. Картина не будет 2D. Искусство выходит на улицы (Бэнкси, граффити), уходит в леса (Николо-Ленивец). И образование выходят из школы на улицы, в студии, кружки, творческие школы, технические клубы.

4. Искусство мешает все техники разом — графику, коллаж, перфоманс, видео-арт, скульптуру, коллаж. Металл, глина, живопись и графика, дерево и пластмасса. Нельзя быть художником и выражать себя только через один материал.Так же и образование — не будет предметов. Учителя будут вместе создавать образовательный контент и программы. Будет метапредметный подход. Формат «надо дать много знаний» заменит формат » надо сделать их мир интересным, а знания они сами найдут» (ну, финны уже так и сделали). Для развития ребёнка будут использоваться разные подходы. Потому что, разные они все стали в 21 веке: и художники, и картины, и зрители.

5 мысль и музея «Эрарта».

Искусство — это мир свободных людей — нет запрещённых тем.

Можно обсуждать всё самое сложное, самое не понятное и запрещённое. Политика, внутренние проблемы, отношения полов, расовые противоречия… Нет границ. Нет понятия «что-то там такое» вне школы, вне искусства. Всё есть школа, всё есть искусство. Запрещение тем — учит только искусству страха. Искусство и школа — место для свободы, для свободных людей, открыто выражающих любую мысль, обсуждающих всё. Без страха быть непонятыми и наказанными или внесенными.Шестая и последняя мысль из музея… 

Современное искусство направлено на активную работу зрителя. 

Современное образование направлено на активную работу родителей. Нам нужно самим понимать ценность свободы. Она понятна уже нашим детям, они уже там – в мире без границ, в мире без страха и запретов. Мы рискуем отстать и не понять ни искусство, ни детей.

А они уже понимают и искусство, и свободу.

Мой сын начинает понимать. Это меня и пугает, и радует. Ему всего 12. Но я хочу, чтобы в неё это чувство свободы сохранилось. Он уже будет жить в другом мире. Мы ходили по выставке и говорили, он на испанском, я на чешском. Наверно, мы странная пара, но вписались в интерьер. Стёрли границы.

Вам для развлечения фотки из Эрарты и с выставки «Уорхол и русское искусство».

Поделиться