Актуальное Альтернативное образование Демократическое образование

Школа: война всех против всех.

Автор Алексей Семёнычев

Я давно хотел написать этот пост, а события в Казани, мне кажется, делают его актуальным.

Мы думаем, что агрессия в школах — это буллинг, с которым надо бороться, и вот как только мы его победим, то сразу станет всем хорошо и настанет мир. Мне не кажется это верным. Только ли в детях проблем, которые там по самым разным причинам издеваются друг над другом? Конечно, там «идеологии правильной нет» или «компьютеры виноваты». Нет, это не так. Давайте смотреть полную картину насилия в школах. Она не только про детей. Картина сложнее. Казань это только крайняя точка давней и кровавой войны.

Когда учитель и директор школы закрывает глаза на травлю ребёнка, совершает ли он преступление? Он так же участвует в этом насилье. Когда мама, защищая своего ребёнка, идёт к директору, пишет заявления в Управление образования, а оттуда приходят отписки в смысле «не надо выносит сор из избы, да и ваш сам виноват», не превращается ли это в поощрение насилия и соучастие в нём? Сейчас я пишу о совершенно конкретном случае, после которого мама забрала ребёнка из школы и перевела в другую, но до этого полгода горела надеждой, что школа, конечно, решит ее проблемы. Нет, не решила, а сообщила ребёнку и родителям, что она на стороне насильников.

Когда школа и родители ежедневно транслируют школьнику, что ЕГЭ — это главное в жизни, и за день до ЕГЭ, ребёнок прыгает с девятиэтажного дома, это не насилие, не доведение до самоубийства? Нет! Потому что это мнение большинства! И, следовательно, — «сам виноват, дурак». Эти жертвы пройдут незамеченными. Им не откроют мемориалы. Они раскиданы по всей России.

Но война идёт и в другом направлении. Травля учителей детьми. Очень не нравится говорить про это. А это есть! И не надо рассказывать, что брошенная в учителя тряпка, трёхэтажный мат на не слишком обидное замечание это потому, что учитель плохой. Нормальный учитель как раз. Учитель уже превращается в объект травли.

Когда под Псковом мальчик и девочка сбежали из дома и весь день отстреливались от Росгвардии, а потом покончили с собой, кто там виноват? Школа? Родители? Эй! Эти ребята не рогатки в руках держали! Это вам не «Чучело», это не пинок бедного одноклассника — ребята реально в ментов стреляли!

Но вы думаете, что учителя золото? Нет! Они травят друг друга будь здоров! Да, не стреляют, но какие доносы пишут друг на друга! Помните, искупалась одна в купальнике и в Инсте выложила, так они ж чуть не убили ее. А родители думаете не пишут заявлений на учителей, потому что те учат не так, одеваются не так, говорят не так? И внимательно следят за их Инстаграмом. Как бы что не пропустить!

А как родители друг с другом в чатах ругаются, знаете? Было дело, так один другого вообще убил. Странно, что Вацап потом не запретили — там они и поругались.Не говорите, что я смешал всё в кучу. Насилие системно! Оно встроено в саму суть образования. Все участники этой системы уверены – без насилия нельзя. Да, конечно, мы учим с помощью насилия: «Учи уроки, а то козлёночком станешь». И многие этот подход оправдывают. И, больше того, от части, я даже соглашусь с этим подходом. Но как мы можем уравновесить необходимое насилие и свободу образования? Баланс между обязанностью и правом?

Для этого есть рецепт, и его придумали ещё сто лет назад. О нём говорил Макаренко, о нем говорил Корчак, Александр Нилл, Александр Тубельский. Это рецепт – демократическое образование, самоуправление школы. В школе есть Совет, собрание школы, школьный суд, внутришкольные правила. Места, где на равных общаются родителей, учителя и ученики школы. Есть Президент школы. Там все вместе решают проблемы школы. И всё это проходит в рамках свободных выборов. В системе самоуправления учат самым главным навыкам 21 века: ведению диалога, бесконфликтному общению, поиску компромисса, силе союза разных, подчинению общим правилам, равенству прав. Учат, что мир не живёт насилием и насилие не решение проблем. Именно возможность высказаться и найти справедливость даже самому слабому снимает страх одиночества, страх быть уничтоженным системой.

Демократический путь делает школу не местом наказания, а местом сотрудничества и взаимопонимания, местом, которое ценится всеми. Школа становится ЦЕННОСТЬЮ, которую все берегут и охраняют, потому что она ценит и уважает права всех, кто доверяет ей. И доверие к школе не заменят никакие ЧОПы и вахтёры. Честность и правда, открытость, уважение к чужому мнению — вот самая лучшая охрана в школе. Доверие друг к другу вот главная защита. И доверие — вот то, чего напрочь лишена современная школа.

Так почему же нет демократического управления, почему нет самоуправления? Это дорого? — Это бесплатно совсем! Нет специалистов? – Есть школы, где эта система работает. И научиться всему этому очень просто. Да и главная ее особенность -самоорганизация. Так почему же мы выбираем закрутить гайки в очередной раз? Почему мы строим снова заборы и накручиваем колючую проволоку вокруг школы и ставим вышки, хотя решение довольно простое?

А ответ совсем очевидный: школа всего лишь отражение государства. Пока не изменятся государственные способы взаимодействия с народом, война будет продолжаться. Радикализация начнётся не с Каракозова и бомб, а с учителей, родителей и детей, которые и дальше продолжат свои боевые действия, свою незаметную до некоторого времени войну. К большому моему огорчению.

Поделиться