Мы выбрали семейное образование, потому что считаем, что у нас есть время
Автор aleksandra_4e_co
Время. Есть ли оно у нас? Или «нужно успеть, пока возраст такой»?⠀Мы выбрали семейное образование, потому что считаем, что у нас есть время. Мы не хотим спешить, у нас свой темп. Я не думаю, что всё работает с детьми напрямую: сколько засунули, столько и вошло.
Мой опыт показывает, что не всё так. Далеко не всё, что в школе попадало в мой мозг, оседало там. Скорее, наоборот: в одно ухо вошло, в другое вышло.⠀Некоторые предметы я и сейчас с удивлением для себя открываю. Где я была на этих уроках? Я ж училась на пятёрки. Старалась и слушала. Память у меня была прекрасная. И, видимо, краткосрочная. Читала и цитировала сразу же. Сейчас я помню исключительно стихи.
⠀Смотрю на своих детей и вижу, как они по-разному учатся. И как им не хочется спешить. Они могут целыми днями изучать один вопрос с разных сторон, но без спешки. Без суеты и без давления — это ключевые моменты. Для исследования нужно время. Для усвоения и переваривания нужно время. Иногда дети берут паузы — не перемены — а именно перерывы. И привыкшим к школьному регламенту, к переменам и каникулам, к тому, что всё идёт по плану, всё предсказуемо, родителям непросто это принять.⠀Кажется ведь: надо непременно закончить тему. Успеть к следующему периоду. Завершить начатое. Что такое «скучно»?
⠀В начале у меня было беспокойство, что придётся «догонять», что не успеваем. «Не дураки же придумали программу» — и тд. Я не стала преодолевать противление детей, а стала искать способы взаимодействия. Идеальным вариантом обучения для меня оставалось самообразование — но возможно ли оно под давлением?⠀В то же время я увидела, что усвоенное детьми самостоятельно, в играх, книгах, за разговорами, без спешки, очень хорошо и надолго усваивается. И прочно связывается со всем миром.
Живые знания. Я спрашиваю старшего, откуда он знает про алебарду, он в пару мгновений находит мне книгу и открывает нужную страницу.⠀ Он не просто знает, откуда у него информация. Он знает тропинку: может вернуться туда, уточнить, дополнить и сравнить с другим источником. Я не учила его этому «специально», у нас не было «уроков» по работе с книгами. Я дала ему книги, которые ему по зубам и по интересу. И я дала ему время. Это очень высокомерно звучит. Потому что это его время, а чьё ж еще? ⠀
Агата — медленный ребенок. Спешка выбивает ее из колеи. Напрочь выбивает. Она не может учиться, она не может думать, она вообще не понимает, что происходит. Что делать? Тренировать ее на скорость или же дать возможность двигаться в своём темпе?⠀Здесь я спрашиваю себя: а что даёт ее медлительность? И для чего нужна спешка? Если рассматривать ребенка целиком, а не по частям «способности» и «недостатки», если предположить, что одно связано с другим, поскольку это цельный, разумный и гармоничный организм, не нами придуманный — то неспешность Агаты может быть отражением других ее качеств. Каких? Я сейчас не скажу. Вот только всегда неспешность считалась уделом мыслителей и высших сословий. Как привилегия. А скорость — характеристика торговцев (здесь нет негативной оценки, если вдруг кому показалось).
Агата не торговец.⠀Поэтому она из раза в раз перечитывает понравившиеся книги. Она любит читать неспеша, для нас, Макару, вслух. Неспешная Агата проще и быстрее сдаёт всю аттестацию за первый класс, чем Сеня в своё время. Въедливо и долго вникает в правила, но зато и выдаёт их дословно.⠀
У Макара и вовсе всё время — его. Без оглядок, успевает или нет. И ему очень нравится быть быстрым. Торопиться. Успевать за старшими. «Я первый!» «Я быстрый» — это про него. Допускаю, что так и будет лететь вперед.⠀А пост навеяло то, что Сеня несколько месяцев просидел в коридоре возле кабинета по музыке (перестал ходить) — и вчера вдруг говорит: «Я тоже пойду на занятие. Что-то скучно в коридоре». У него была пауза. Он все это время слушал, думал, барабанил ладонями по коленям в такт. Он занимался — просто внутри.